Ритуальные услуги круглосуточно

+7 (812) 748-30-31

Рейтинг организации

Поминальные дни у восточных славян

Поминальные дни у восточных славян

Поминальные дни у восточных славян Поминальные дни у восточных славян
346 просмотров
Агент:
Руководитель агентства, юрист, профессиональный ритуальный агент.
Культура восточных славян и их потомков сформировалась под влиянием различных исторических событий. Важным этапом было принятие христианства в 988 году, когда Киевская Русь под влиянием князя Владимира Красного Солнца приняла православие. Это событие стало переломным в истории и религиозной жизни славян.

Однако процесс христианизации происходил неоднозначно и длительное время сопровождался сосуществованием христианских и языческих традиций. Некоторые языческие обычаи, верования и ритуалы остались в жизни народа и пережили христианизацию. Это связано с тем, что многие языческие обряды были тесно связаны с повседневной жизнью и культурой славян, а также имели глубокие корни в предхристианской эпохе.

Поминальные обряды и ритуалы

Славяне всегда верили в тесную связь между миром живых и потусторонним миром. Они полагали, что в определенные дни эта грань размывается, позволяя духам умерших посещать своих близких в форме призраков. Родительские субботы и предпраздничные ночи были особыми днями, когда проводились пышные застолья и поминовения предков. Считалось, что почитание умерших душ гарантирует их защиту над живыми членами семьи.

Люди отправлялись к могилам своих родственников сразу после церковных обрядов. Они приносили с собой различные угощения и подарки. Вечером в семейных домах ставили особо украшенные столы, накрытые блинами, пирогами, капустниками и кутьей — традиционным памятным блюдом.

Однако пышные застолья, известные как тризны, не имели отношения к христианству. Этот обычай сохранялся с языческих времен, когда в честь умерших устраивали погребальные пиры. Во время тризн сопровождались воинские состязания и игрища, а сам день поминовения больше напоминал праздник. Это не случайно: предки-язычники верили, что радость живых может быть передана умершим.

После общественных гуляний семья собиралась дома, чтобы поминать усопших. По представлениям того времени, души умерших следовали за своими родственниками, а те принимали их как долгожданных гостей. Их угощали приготовленными блюдами, наливали напитки и с теплотой вспоминали о скончавшихся. По окончании такого дня поминовения предков следовало проводить обратно в загробный мир. В противном случае они могли застрять между мирами и принести беду и горе своим родственникам. Несмотря на то, что с распространением христианства сакральный смысл поминовений изменился, обычай устраивать застолья в память о покойных сохранился до наших дней.

Еще одной распространенной славянской традицией было «согревание» усопших. В родительские дни, когда солнце склонялось к закату, наши предки разжигали костры. Считалось, что таким образом души могут получить немного тепла перед отправлением в загробный мир. Также существовало и другое объяснение этому ритуалу: горящие костры помогали духам ориентироваться в пространстве и найти обратный путь в царство мертвых.

Поминальные дни

С переходом к новой религии многие изначально славянские праздники приобрели новое значение, но они все же заняли свое место в церковном календаре. Такие дни как поминовение умерших родственников, Масленица, Пасха, Деды, Семик и Русальные дни сохранились. Все эти праздники связываются с общим языческим прошлым и традициями.

Масленица

Давным-давно, задолго до распространения христианства, славяне отмечали Масленицу — праздник, посвященный проводам зимы и началу поминального периода. С приходом новой веры традиция не исчезла, хотя дата празднования Масленицы была смещена на неделю раньше, чтобы соответствовать великопостному периоду. Многие древние обряды и дохристианские поверья сохранились. Однако сегодня Масленицу в основном празднуют как прощание с зимой. Поминание усопших, которое ранее происходило в это время, с течением времени было перемещено на другие даты.

Исследователи считают, что основная идея Масленицы заключалась в «похоронах» зимы и начале новой жизни. Люди проводили особые ритуалы, чтобы обеспечить хороший урожай и плодородие скота в новом году. Традиционно, на празднике весны, сжигалось соломенное чучело, символизируя приближение лета. Пепел от сожженного чучела рассеивали по полям, чтобы обеспечить их плодородие.

Такой же сакральный смысл придавали славяне поминальным масленичным ритуалам, так как они верили, что души предков могут влиять на жизнь живых — как положительно, так и отрицательно. Если духи были довольны, они даровали свое благословение, которое проявлялось в урожае и плодородии. Если же поминальные обряды не проводились должным образом, могли случаться бедствия, голод и болезни. Поэтому особое внимание уделялось приготовлению поминальных кушаний и других подношений.

Навий день или Радуница

Радуница, еще один исконно славянский день поминовения, имеет свою особенность. В настоящее время этот православный праздник считается временем, когда живые делят радость воскресения Спасителя с умершими. Однако исторически этот день имел немного другое значение. Это подтверждается и альтернативным названием Радуницы, которое народ часто называет «Навий день», от старославянского слова «навь», что означает «смерть».

Главным обычаем этого славянского праздника было посещение могил усопших. На местах захоронений оставлялись угощения, такие как блины, кутья, пироги, покрашенные яйца, а также разнообразные напитки. После заботы о покойных семья собиралась за столом дома и проводила поминовение. Часто устраивались танцы, пение песен и участие в играх.

Существовал и другой обычай, связанный с Радуницей: для душ умерших родственников нагревали баню, следуя всем правилам. В парной оставляли мыло и предметы одежды, а веники запаривали. По посещению духов бани можно было судить по золе: пол в помещении покрывали тонким слоем пепла. Если утром члены семьи обнаруживали следы на нем, это означало, что предки благословили такую заботу.

Семик

В народе существовала традиция отмечать «русальную неделю», которая приходила непосредственно перед праздником Троицы. Предки верили, что в это время из воды на землю являются различные мифические существа, такие как водяные, русалки и другие обитатели глубин. Они скрывались от глаз людей в глубоких лесах. Особое значение в этот период придавалось четвергу — Семику. В этот день было разрешено поминать заложных покойных, то есть тех, кто по мнению славян не нашел упокоения после смерти. К таким усопшим относили всех, кто умер противоестественной смертью, даже если сам покойник не был виновен в этом. Считалось, что в таком случае умерший не может продолжить свое существование в загробном мире и вынужден скитаться по свету, принимая облик одного из этих существ.

В Семик традиционно проводили панихиду, во время которой поминали всех тех, кого не удалось отпеть перед похоронами. Также в этот день хоронили заложных покойных, что было запрещено в другое время. Как и другие поминальные дни, Семик завершался семейным застольем и гуляниями.

Консультации специалистов по ритуальным услугам

Я согласен с условиями обработки персональных данных
02.05.2024

График работы морга городской инфекционной больницы № 30 им. С. П. Боткина в Майские праздники 

29.04.2024

Режим работы отдела регистрации актов гражданского состояния о смерти в Майские праздники

22.04.2024

Согласно новому тренду, стало “модно” покупать места на кладбище заранее

22.04.2024

Скончался модельер Роберто Кавалли