В России начала появляться гражданская, не церковная составляющая в похоронно-поминальных обрядах в последней трети XIX века. Например, похороны Н.А. Некрасова, которые произошли в Петербурге в 1877 году, с соблюдением православных обычаев, были восприняты как новаторское явление, так как сопровождались многолюдным шествием, по своей сути являющимся демонстрацией. Похороны-митинги, проводимые совместно с церковными ритуалами или вообще без них, стали широко распространяться с 1905 года. Погребения погибших в революционных столкновениях характеризовались выступлениями над могилой, траурными шествиями к кладбищу с революционными песнями. В похоронной символике появился красный цвет флагов, лент, обивки гроба, иногда даже сам покойник одевался в рубашку красного цвета.
После 1917 года
В советский период все большую популярность приобретал гражданский похоронный ритуал, который обычно включал траурный митинг и музыкальное сопровождение с духовым оркестром. При этом в некоторых случаях, особенно в сельской местности, сохранялись некоторые старые традиционные элементы. Оставалась практика устраивать поминальные обеды в память об усопших. Также проводили поминки через девять и сорок дней после похорон, а также годовщину со дня смерти. При этом религиозные обряды практически отсутствовали, цель поминок заключалась в том, чтобы вспомнить ушедших хорошими словами. Часто память о покойном символизировалась стопкой водки с хлебом, которая ставилась на столе или рядом с фотографией того, кого поминали.
В ходе разрушения прежних традиционных основ культуры и социальной жизни, новое советское общество начинало формироваться. Похоронно-поминальная обрядность в этот период претерпевала изменения под влиянием строгих государственных ограничений, связанных с религиозной жизнью. Одним из ярких проявлений таких ограничений стало массовое закрытие и разрушение храмов. Массированная антирелигиозная пропаганда и атеистическое воспитание оказали сильное воздействие и вызвали стойкое равнодушие нескольких поколений к религиозным вопросам и старинным традициям в целом.
Изменения в похоронно-поминальной обрядности в XX веке были связаны не только с идеологической обработкой населения, но и с коренными преобразованиями социальной жизни в стране. В этот период происходила индустриализация, сопровождавшаяся быстрым ростом городов и изменением структуры населения. Это приводило к ограниченным возможностям регулярного посещения новых кладбищ, которые открывались на удаленных окраинах или за пределами расширяющихся городов. Старые кладбища, окруженные новым строительством, приходили в упадок и исчезали. Например, в Санкт-Петербурге были утрачены кладбища Карповское, Митрофаниевское, Сампсониевское, Фарфоровское и многие другие. Трудные времена военных и послевоенных лет также не способствовали сохранению старых кладбищ.
После революции и войн в крупных городах особенно явно проявлялось пренебрежительное отношение властных структур и общества к старым кладбищам. Множество церквей и прилегающих к ним кладбищ было массово уничтожено, а на их месте часто осуществлялась застройка. Некоторые бывшие кладбища стали местом для стадионов или танцевальных площадок. В результате, кладбища потеряли свой прежний статус неприкосновенных и почитаемых мест.
Массовая потеря старых традиций, включая поминально-погребальные ритуалы, также была связана с массовым переселением сельского населения в города и со сменой статуса некоторых деревень на неперспективные. Это привело к запустению и уничтожению старых сельских кладбищ. В городах и крупных поселках верующим стало все сложнее добираться до оставшихся действующих храмов для совершения отпеваний или панихид.
В советское время в России было начато строительство крематориев. Одной из причин такого развития стало негативное отношение к кремации в православии и других религиозных конфессиях. Однако строительство крематориев требовало значительных финансовых вложений, и к 1991 году в стране функционировали всего пять крематориев, из которых три находились в Москве, а по одному — в Ленинграде и Свердловске.
После 1985 года
В период перестройки в России начались обсуждения возможности установления общегосударственного Дня памяти и поминовения. В прессе и государственных структурах рассматривались различные даты для этого дня. Однако идея об установлении такого дня была отклонена, принимая во внимание тот факт, что в сельской местности многих регионов страны и в советский период продолжалось соблюдение Родительских дней, освященных церковью. Кроме того, 9 мая стал фактическим Днем поминовения повсюду, где остались страшные следы военных лет.
После 1991 года в России наблюдается постепенное возрождение православия. Восстанавливаются и строятся новые православные церкви и часовни, а официальные лица принимают участие в церковных празднествах. Однако этот процесс осложняется из-за легализации въезда и распространения различных сект и конфессий из-за рубежа. Тем не менее, роль православной церкви в повседневной жизни заметно возрастает. Одним из проявлений этого является увеличение числа похорон, при которых используется православная погребально-поминальная обрядность. В таких похоронах иногда можно увидеть элементы, которые стали распространенными в советский период. Например, помимо церковных песнопений может звучать траурная музыка, а поминальные обряды могут быть дополнены гражданской панихидой.
В современной России сохранились некоторые древние обычаи и поверья, связанные с очистительными действиями и верой в продолжение связи с усопшими. Многие люди верят, что души умерших посещают свои дома в течение 40 дней после смерти. В некоторых регионах считается традицией положить в гроб какую-то вещь усопшего, такую как расческа, сигареты, зажигалка или даже запасная чистая одежда.
Отношение православной церкви к кремации также изменилось. Если раньше она отрицительно относилась к огненному погребению, то сейчас кремация допускается и даже проводятся отпевания перед ней. В крупных городах все больше людей предпочитает кремацию перед традиционным земным погребением. В России уже функционирует около тридцати крематориев, и строительство новых объектов продолжается.
Таким образом, современные погребальные обычаи в России объединяют элементы древних традиций, советского наследия и современных предпочтений, учитывая как религиозные, так и секулярные аспекты.