Надгробные памятники представляют собой погребальные сооружения, которые уже с древности выполняли множество культурных функций. Они играли важную роль в погребальных обрядах и часто сопровождались предметами, которые предполагалось, что умерший будет использовать в загробной жизни. Надгробные памятники служили прославлению достижений покойных во время их жизни и напоминали о смертности человека, чтобы успокоить духов и предотвратить их неприятное вмешательство в жизнь живых.
Историки считают, что уже неандертальцы более 50 тысяч лет назад создавали предметы особой эстетической ценности, которые помещали рядом с покойником. Подобная традиция прослеживается в истории всех последующих цивилизаций, включая египетские пирамиды и гробницы, китайскую терракотовую армию, Галикарнасский мавзолей и некрополь Тадж-Махал. Шедевры погребального искусства создавались в основном для богатых и высокопоставленных людей, однако даже в могилах обычных людей обязательно присутствовали предметы, хотя и скромные по своему характеру.
Очевидно, что стиль надгробной атрибутики был сильно влиян искусством определенной эпохи и страны. Поскольку наибольшее культурное и историческое значение имеют памятники знаменитых личностей, в их "упаковку" входили предметы роскоши, которые становились наилучшими образцами декоративного и изобразительного искусства: статуэтки, вазы, украшения, портреты и многое другое.
Мемориальное искусство в Петербурге 18 века
В 18 веке в Петербурге развивалось мемориальное искусство, связанное с кладбищами того времени. На Сампсониевском кладбище, первом кладбище города, которое было основано в 1712 году, хоронили людей различных социальных слоев. В это время в архитектуре и изобразительном искусстве преобладал стиль барокко, который нашел свое отражение и в надгробиях. На могилах устанавливались декоративные каменные или чугунные плиты с эпитафиями и списками заслуг умерших. Некоторые из таких плит сохранились и можно увидеть их в Лазаревском некрополе Александро-Невской лавры.
Во второй половине 18 века стиль барокко уступил место классицизму, который черпал вдохновение в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима. В результате, надгробные памятники приобрели новые монументальные формы, такие как саркофаги, колонны, стелы, обелиски и другие античные элементы. Примеры таких памятников собраны в Лазаревском музее-некрополе, где насчитывается около тысячи образцов.
Погребальная скульптура Петербурга в 19 веке
В первой половине 19 века в Петербурге погребальная скульптура отражала эпоху романтизма. Это был период расцвета русской скульптуры, включая мемориальное искусство. Очень популярными стали надгробные памятники, выполненные в виде скульптурных изображений, которые обладали выразительностью и поэтичностью. Это включало фигуры скорбящих ангелов, путти и прекрасные посмертные изображения усопших. Хорошим примером такой скульптуры является надгробие майора Карла-Иоганна-Христиана Рейсига на Волковском Лютеранском кладбище. Надгробие представляет спящего на саркофаге молодого военного в парадной форме. Скульптура выполнена с большой реалистичностью, и детали, такие как украшения и драпировка, создают великолепный эффект.
Во второй половине 19 века наступила постромантическая эпоха. Мистическая и загадочная атмосфера романтизма уступила место более земным формам искусства. Это было связано с изменениями в обществе и смещением интересов от религиозных аспектов к политическим и общественным проблемам. Вместо интимно-религиозных изображений, характерных для романтизма, общественное внимание было сосредоточено на политике и изменении социального порядка. В это время искусство проходило через процесс обновления и обращалось к древнерусскому искусству, а также "русско-византийскому" жанру, чтобы найти свои истоки и вдохновение.
Надгробия конца 19 и начала 20 века
В конце 19 и начале 20 века, в период, который иногда называют "бесстилье", стиль в архитектуре и скульптуре не был ярко выраженным. Однако к концу 1890-х годов начали появляться новые черты в композиции зданий и их оформлении. Это включало асимметрию, декоративность фасадов, изящные растительные орнаменты, фризы с барельефами. Из этих черт зародился стиль модерн, который также повлиял на стиль надгробий.
Новые тенденции сочетались с чертами древнерусского искусства, что привело к созданию надгробий, которые стали настоящими культурными памятниками. Один из примеров таких надгробий - это надгробие композитора Н. А. Римского-Корсакова в некрополе "Мастера искусств" в Александро-Невской лавре. Оно выполнено в форме новгородского креста на кургане и украшено старинным шрифтом.
В подобном стиле выполнена скульптура на могиле художника А. Куинджи. Эта композиция представляет собой фонтан в виде древнерусского храмового портала.
Выдающиеся скульпторы, такие как Н. Рерих, Н. Трубецкой, В. Кузнецов, работали над созданием мемориалов. Шедевры стиля модерн можно найти на кладбищах Смоленского, Волковского, Никольского. Однако основная часть таких надгробий находится на Лютеранских некрополях.
Погребальное искусство 20 века
В 20 веке погребальное искусство продолжило эволюцию, отражая изменения в обществе и художественных направлениях. В начале советской эпохи мемориальные памятники были простыми и лаконичными. Это были каменные тумбы с минимальным декором, как правило, представленным пятиконечной звездой, символизирующей советскую власть.
Позднее, соцреализм стал влиятельным стилем в искусстве и погребальной скульптуре. Надгробные памятники выдающихся личностей стали более художественными и привлекательными. Примеры таких памятников можно найти в некрополе "Литераторские мостки", где покоятся выдающиеся представители науки, культуры и искусства первой половины 20 века.
В настоящее время нет единого стиля в погребальном искусстве. Каждый может заказать надгробие в любом жанре и из любого материала, включая стекло. От простых крестов и черных гранитных надгробий до скульптурных композиций или архитектурных ансамблей на могильном участке. Современные технологии производства позволяют воплотить любые идеи и замыслы в погребальной пластике.