Что религии говорят о смерти
714 просмотров

Агент: Лашер Александр Ильич
Руководитель агентства, юрист, профессиональный ритуальный агент.
На протяжении многих столетий человечество пытается постичь суть смерти, но до сих пор не удалось получить достоверную информацию о том, что происходит после окончания земного пути.
Само явление смерти всегда было пугающим, поскольку то, что непонятно для нашего разума, естественным образом вызывает страх перед неизвестностью. Со времен древности все мировые религии и верования стремились дать объяснение тому, что ожидает каждого за пределами земной реальности. Разные вероисповедания разработали свои собственные теории о процессе ухода человека из жизни, описали этапы перехода в другой мир и последующее существование души. Они также предложили ряд правил, которым следует придерживаться в жизни, чтобы после смерти обрести вечное существование в лучшем мире.
Давайте подробнее рассмотрим, какие подходы к пониманию смерти существуют сегодня и что людям следует думать и делать в соответствии с представлениями современных вероучений.
Возможность обрести вечную жизнь была возвращена всем потомкам первых родителей благодаря жертве Иисуса Христа. Его смерть позволила человечеству искупить свои прошлые грехи и очиститься от их следов. С тех пор все верующие получили возможность после смерти найти путь в рай.
Христианская вера учит, что земная жизнь является подготовкой к жизни после смерти. В течение этого времени человек может столкнуться со страданиями и искушениями, но только после смерти христиане обретают свободу и продолжают полноценное существование, наследуя «царство, уготованное им от создания мира». После смерти временное тело остается на земле, а бессмертная душа отправляется на Небеса. Это происходит с теми, кто вел праведную жизнь и стремился сохранить душевную чистоту. Если же человек при жизни погряз в грехах, его душа после смерти будет стремиться к удовлетворению плотских желаний, не имея возможности удовлетворить их — испытывать страдания.
Если душа христианина остается чистой перед уходом из жизни и он не совершает серьезных грехов, его тело будет похоронено в специально отведенном месте — на кладбище. Похороны сопровождаются особыми ритуалами, которые могут немного отличаться в зависимости от конфессии.
Несмотря на мысль о бессмертии души, смерть в христианстве воспринимается как траурное событие, поскольку человек уходит из земной жизни навсегда, и встретиться с ним можно будет только в Царствии Небесном. Скорбь и печаль от потери близкого человека не осуждаются христианством, так как потерять возможность быть рядом с ними является тяжелым бременем.
Христианское учение гласит, что весь живой мир в земной реальности будет рождаться и умирать до наступления Дня Второго Пришествия Христа. Это событие будет Апокалипсисом, которое приведет к завершению этого мира. В течение всей своей жизни христианин должен заботиться о своей душе и помнить, что земные наслаждения временны, а духовное существование — вечно, и после смерти каждого человека наступит Страшный Суд. Поэтому чистота мыслей и действий является истинной ценностью, которая позволит обрести бессмертие и благодать.
Итак, можно сделать вывод, что в христианстве смерть одновременно является злом и благом. Несмотря на то, что жизнь в конечном счете заканчивается, земной путь просвещается надеждой на освобождение от всех страданий и обретение вечного блаженства после смерти. Христиане рассматривают смерть тела не как наказание от Бога, а как дар, который позволяет перейти в лучший, более совершенный божественный мир.
Страх перед смертью у последователей Христа не является суеверным ужасом перед самой смертью, а тревогой о том, что их душа может оказаться недостаточно чистой и после Страшного Суда не сможет перейти к вечной жизни. Поэтому ключевую роль играет следование божественным заповедям.
Мусульмане описывают жизнь после смерти особым термином «ахира», который означает одновременно «окончание» и «будущая жизнь». Между миром людей и загробным царством существует невидимый барьер, известный как «барзах». Понимание смерти в исламе в целом совпадает с христианскими взглядами, рассматривая ее как завершение испытаний в земной жизни. Время смерти каждого человека назначает сам Аллах, а ангел смерти, известный как Азраил, приходит забрать душу умершего на небеса.
В течение своей жизни каждому верующему мусульманину следует исполнять добрые дела и не забывать о религиозных законах. После смерти каждого человека Аллах будет судить его по его поступкам, и никакие грехи не останутся скрытыми. Души мусульман будут либо отправлены в рай, либо в ад, в зависимости от их поступков. В райском царстве загробного существования человек будет наслаждаться беззаботной и сладостной жизнью, в то время как в аду ожидают только боль и страдания.
Суд над душами умерших в исламе описывается следующим образом. В определенный предначертанный день Аллах взвешивает на своих весах все благие дела и злодеяния человека и выносит свой приговор, основываясь на том, какая чаша перевешивает. В исламе существует вера, что умершие продолжают свое существование в телесной форме: праведные люди обретут высшее блаженство в раю, а грешники испытают наказания ада.
Также важно, каким образом человек умирает: если в момент смерти его мысли были обращены к Богу, прохождение посмертных испытаний будет легче. Особенно почетным считается уход из жизни во время паломничества в священный город Мекку или гибель во время борьбы за веру ислама. По представлениям, такие умершие сразу же попадают в рай.
После смерти каждому человеку предоставляется возможность родиться снова в одной из форм земной жизни. Однако выбор зависит от того, как он прожил свою предыдущую жизнь. Умерший может продолжить существование в человеческом обличье, в облике животного или даже в облике насекомого. Круговорот жизни и смерти для каждой души продолжается бесконечно, но конечной целью является достижение нирваны и мокши — освобождения. Только достижение Абсолюта позволяет вырваться из вечного круга сансары. Эта идея объединяет индуизм с другим вероучением — буддизмом.
Последователи индуизма относятся к смерти гораздо спокойнее, чем представители многих других религий. Они воспринимают ее как лишь временную паузу на пути к новой жизни. Поэтому в индуизме практически отсутствуют традиции скорби и траура.
В буддизме смерть рассматривается как переход от одной материальной формы к другой, обусловленный влиянием кармы. Истинный покой может быть достигнут только через просветление. Каждое земное воплощение дает возможность приобрести опыт, который в будущем позволит перейти на новый уровень существования.
Однако нирвана не является конечной точкой пути. Душа, достигнув Абсолюта, может отдохнуть от материального мира, но при желании может снова воплотиться в жизнь, выбирая форму самостоятельно.
Отношение к смерти в буддизме остается самым сложным для понимания среди всех мировых религий.
Дословно переводится название их религии как «путь богов», и она основана на традиционных верованиях коренных жителей. В синтоизме довольно распространен анимизм — вера в существование духов. Одними из них являются «ками». Это могут быть духи животных или перевоплощенные души умерших родственников. Сохранение связи с «ками» является важной составляющей религиозного культа синто.
Отношение последователей синтоизма к смерти довольно необычное. Они воспринимают внезапный уход из жизни как нечто досадное, мешающее участвовать в богослужениях и поддерживать связь с предками. Исторически сложилась даже практика, согласно которой священнослужители не посещали дома умерших, а тела покойных не хоронили на территории храмов.
Верилось, что после смерти душа принимает форму «ками», поэтому на местах захоронений строились небольшие пагоды или надгробия, которые служили домом для духов предков. Родственники умерших часто посещали могилы своих близких и совершали символические жертвоприношения.
Со временем жесткий запрет на проведение прощальных церемоний был снят, и священнослужители начали совершать погребальные обряды. Однако эти ритуалы все еще проводились не в храмах, а в семейных домах.
На протяжении веков синтоизм претерпел множество изменений, многие из которых были обусловлены влиянием буддизма. Со временем представления этих двух религий смешались и стали основой религиозного сознания современных японцев.
Когда темные силы покинут мир, все его обитатели обретут бессмертие. До тех пор жизнь каждого человека стремится к своему концу, независимо от того, был он праведником или грешником. В зороастризме жизнь и смерть противопоставляются, причем первая тесно связана с любовью к миру и людям, а вторая — с холодом, одиночеством и пустотой. Рай на земле возможен лишь в случае полного уничтожения зла.
Все идеи этого древнего учения содержатся в священной книге «Авеста». Она описывает идею, что чистая и праведная жизнь, основанная на любви к ближнему и доброте, является единственным средством противостояния злу и ключом к светлому будущему.
Само явление смерти всегда было пугающим, поскольку то, что непонятно для нашего разума, естественным образом вызывает страх перед неизвестностью. Со времен древности все мировые религии и верования стремились дать объяснение тому, что ожидает каждого за пределами земной реальности. Разные вероисповедания разработали свои собственные теории о процессе ухода человека из жизни, описали этапы перехода в другой мир и последующее существование души. Они также предложили ряд правил, которым следует придерживаться в жизни, чтобы после смерти обрести вечное существование в лучшем мире.
Давайте подробнее рассмотрим, какие подходы к пониманию смерти существуют сегодня и что людям следует думать и делать в соответствии с представлениями современных вероучений.
Отношение к смерти у христиан
Христианство считается самой распространенной религией в мире и имеет самое большое количество последователей. Основные принципы этой веры основываются на идее о бессмертии человеческой души. Верующие считают, что изначально Адам и Ева были наделены бессмертием Богом и могли вечно пребывать в раю. Однако после совершения греха они были изгнаны из рая, и смерть вошла в новый мир вместе с ними.Возможность обрести вечную жизнь была возвращена всем потомкам первых родителей благодаря жертве Иисуса Христа. Его смерть позволила человечеству искупить свои прошлые грехи и очиститься от их следов. С тех пор все верующие получили возможность после смерти найти путь в рай.
Христианская вера учит, что земная жизнь является подготовкой к жизни после смерти. В течение этого времени человек может столкнуться со страданиями и искушениями, но только после смерти христиане обретают свободу и продолжают полноценное существование, наследуя «царство, уготованное им от создания мира». После смерти временное тело остается на земле, а бессмертная душа отправляется на Небеса. Это происходит с теми, кто вел праведную жизнь и стремился сохранить душевную чистоту. Если же человек при жизни погряз в грехах, его душа после смерти будет стремиться к удовлетворению плотских желаний, не имея возможности удовлетворить их — испытывать страдания.
Если душа христианина остается чистой перед уходом из жизни и он не совершает серьезных грехов, его тело будет похоронено в специально отведенном месте — на кладбище. Похороны сопровождаются особыми ритуалами, которые могут немного отличаться в зависимости от конфессии.
Несмотря на мысль о бессмертии души, смерть в христианстве воспринимается как траурное событие, поскольку человек уходит из земной жизни навсегда, и встретиться с ним можно будет только в Царствии Небесном. Скорбь и печаль от потери близкого человека не осуждаются христианством, так как потерять возможность быть рядом с ними является тяжелым бременем.
Христианское учение гласит, что весь живой мир в земной реальности будет рождаться и умирать до наступления Дня Второго Пришествия Христа. Это событие будет Апокалипсисом, которое приведет к завершению этого мира. В течение всей своей жизни христианин должен заботиться о своей душе и помнить, что земные наслаждения временны, а духовное существование — вечно, и после смерти каждого человека наступит Страшный Суд. Поэтому чистота мыслей и действий является истинной ценностью, которая позволит обрести бессмертие и благодать.
Итак, можно сделать вывод, что в христианстве смерть одновременно является злом и благом. Несмотря на то, что жизнь в конечном счете заканчивается, земной путь просвещается надеждой на освобождение от всех страданий и обретение вечного блаженства после смерти. Христиане рассматривают смерть тела не как наказание от Бога, а как дар, который позволяет перейти в лучший, более совершенный божественный мир.
Страх перед смертью у последователей Христа не является суеверным ужасом перед самой смертью, а тревогой о том, что их душа может оказаться недостаточно чистой и после Страшного Суда не сможет перейти к вечной жизни. Поэтому ключевую роль играет следование божественным заповедям.
Смерть в исламе
Ислам, что в переводе означает «подчинение» или «предание себя Богу», является самым молодым религиозным течением среди современных верований, но несмотря на это, оно имеет второе место по числу последователей.Мусульмане описывают жизнь после смерти особым термином «ахира», который означает одновременно «окончание» и «будущая жизнь». Между миром людей и загробным царством существует невидимый барьер, известный как «барзах». Понимание смерти в исламе в целом совпадает с христианскими взглядами, рассматривая ее как завершение испытаний в земной жизни. Время смерти каждого человека назначает сам Аллах, а ангел смерти, известный как Азраил, приходит забрать душу умершего на небеса.
В течение своей жизни каждому верующему мусульманину следует исполнять добрые дела и не забывать о религиозных законах. После смерти каждого человека Аллах будет судить его по его поступкам, и никакие грехи не останутся скрытыми. Души мусульман будут либо отправлены в рай, либо в ад, в зависимости от их поступков. В райском царстве загробного существования человек будет наслаждаться беззаботной и сладостной жизнью, в то время как в аду ожидают только боль и страдания.
Суд над душами умерших в исламе описывается следующим образом. В определенный предначертанный день Аллах взвешивает на своих весах все благие дела и злодеяния человека и выносит свой приговор, основываясь на том, какая чаша перевешивает. В исламе существует вера, что умершие продолжают свое существование в телесной форме: праведные люди обретут высшее блаженство в раю, а грешники испытают наказания ада.
Также важно, каким образом человек умирает: если в момент смерти его мысли были обращены к Богу, прохождение посмертных испытаний будет легче. Особенно почетным считается уход из жизни во время паломничества в священный город Мекку или гибель во время борьбы за веру ислама. По представлениям, такие умершие сразу же попадают в рай.
Представление о смерти в индуизме
В индуизме процесс ухода человека рассматривается по-другому. В отличие от других религий, где путь от жизни к смерти прямой, здесь он скорее представляет собой вечный круг. Индуисты верят в бессмертие души человека, но считают, что она постоянно проходит реинкарнацию — возрождение в новом теле. Основными понятиями индуизма являются колесо сансары и учение о карме.После смерти каждому человеку предоставляется возможность родиться снова в одной из форм земной жизни. Однако выбор зависит от того, как он прожил свою предыдущую жизнь. Умерший может продолжить существование в человеческом обличье, в облике животного или даже в облике насекомого. Круговорот жизни и смерти для каждой души продолжается бесконечно, но конечной целью является достижение нирваны и мокши — освобождения. Только достижение Абсолюта позволяет вырваться из вечного круга сансары. Эта идея объединяет индуизм с другим вероучением — буддизмом.
Последователи индуизма относятся к смерти гораздо спокойнее, чем представители многих других религий. Они воспринимают ее как лишь временную паузу на пути к новой жизни. Поэтому в индуизме практически отсутствуют традиции скорби и траура.
Учение о смерти в буддизме
Буддизм сформировался в VI веке на территории Индии, и его основателем стал Сиддхартха Гаутама Будда. Основной идеей, пронизывающей учение, стало стремление души освободиться от круговорота перерождений и достичь состояния нирваны.В буддизме смерть рассматривается как переход от одной материальной формы к другой, обусловленный влиянием кармы. Истинный покой может быть достигнут только через просветление. Каждое земное воплощение дает возможность приобрести опыт, который в будущем позволит перейти на новый уровень существования.
Однако нирвана не является конечной точкой пути. Душа, достигнув Абсолюта, может отдохнуть от материального мира, но при желании может снова воплотиться в жизнь, выбирая форму самостоятельно.
Отношение к смерти в буддизме остается самым сложным для понимания среди всех мировых религий.
Представление синтоизма о загробной жизни
Понять тонкости японской души для остального мира иногда бывает сложно, поскольку эта цивилизация является одной из самых противоречивых. В Японии современные достижения прогресса уникальным образом переплетаются с приверженностью традициям, стремлением к гармонии, которое, казалось бы, полностью противоречит им. Религия не является исключением из этой общей идеологии, и сложно разобраться в том, во что именно верят японцы.Дословно переводится название их религии как «путь богов», и она основана на традиционных верованиях коренных жителей. В синтоизме довольно распространен анимизм — вера в существование духов. Одними из них являются «ками». Это могут быть духи животных или перевоплощенные души умерших родственников. Сохранение связи с «ками» является важной составляющей религиозного культа синто.
Отношение последователей синтоизма к смерти довольно необычное. Они воспринимают внезапный уход из жизни как нечто досадное, мешающее участвовать в богослужениях и поддерживать связь с предками. Исторически сложилась даже практика, согласно которой священнослужители не посещали дома умерших, а тела покойных не хоронили на территории храмов.
Верилось, что после смерти душа принимает форму «ками», поэтому на местах захоронений строились небольшие пагоды или надгробия, которые служили домом для духов предков. Родственники умерших часто посещали могилы своих близких и совершали символические жертвоприношения.
Со временем жесткий запрет на проведение прощальных церемоний был снят, и священнослужители начали совершать погребальные обряды. Однако эти ритуалы все еще проводились не в храмах, а в семейных домах.
На протяжении веков синтоизм претерпел множество изменений, многие из которых были обусловлены влиянием буддизма. Со временем представления этих двух религий смешались и стали основой религиозного сознания современных японцев.
Зороастризм о смерти
Эта религия настолько древняя, что ни один исследователь не может точно утверждать, где она возникла. Основателем зороастризма является древний пророк Заратустра, которому, согласно легенде, явился верховный бог Ахура Мазда. Источники подтверждают, что смерть по зороастризму является неизбежным исходом, который ожидает каждого, пока зло существует на Земле.Когда темные силы покинут мир, все его обитатели обретут бессмертие. До тех пор жизнь каждого человека стремится к своему концу, независимо от того, был он праведником или грешником. В зороастризме жизнь и смерть противопоставляются, причем первая тесно связана с любовью к миру и людям, а вторая — с холодом, одиночеством и пустотой. Рай на земле возможен лишь в случае полного уничтожения зла.
Все идеи этого древнего учения содержатся в священной книге «Авеста». Она описывает идею, что чистая и праведная жизнь, основанная на любви к ближнему и доброте, является единственным средством противостояния злу и ключом к светлому будущему.