Даже не являясь музыкантом, люди могут сразу узнать такие произведения, как Лунная соната Бетховена, Времена года Вивальди, Свадебный марш Мендельсона, Полонез Огинского и… Траурный марш Шопена. Все эти композиции поистине бессмертны, но в данной статье мы сосредоточимся только на последней из них. В настоящее время она включена в репертуар всех похоронных оркестров. Ее узнаваемость распространена повсеместно. Эта лирическая мелодия, пропитанная трагизмом, идеально передает чувства скорбящего человека. И удивительно, что самому романтическому композитору, на момент создания траурного марша едва исполнилось 30 лет.
1837 год, тяжёлая болезнь гениального человека
В XIX веке у Фредерика Шопена был поставлен диагноз туберкулеза, или чахотки. Современные врачи склоняются к тому, что композитор страдал от муковисцидоза. Но независимо от точного диагноза, оба этих заболевания поражают легкие.
Проблемы с дыхательной системой у Шопена начались в возрасте 27 лет. Они возникли после неудачного ухаживания за юной Марией Водзиньской. Расстройство на любовном фронте заставило музыканта полностью посвятить себя своему искусству. В то время как настроение гения было депрессивным, ноты начали превращаться в похоронный марш (Marche funèbre).
Вторая версия утверждает, что подавленное настроение при написании данного произведения возникло у композитора из-за невозможности вернуться обратно в родную Польшу. Хотя по отцу он был французом, его мать была полькой из рода Кшижановских. В эмиграции польская диаспора глубоко переживала раздел своей родины.
Особенностью этой новой композиции считается ее размеренность, которая соответствует медленному шагу похоронной процессии. Каждый вздох подчеркивает глубокую скорбь всех присутствующих. Торжественные фанфары напоминают нам о моментах, когда умерший был еще жив. Однако басовые тона возвращают нас к реальности, к месту, где близкий человек умер и покоится на своем смертном одре.
Похоронный марш был задуман как центральная часть фортепианной сонаты №2, op. 35, b-moll. Полное произведение было написано в период, когда Фредерик Шопен увлёкся писательницей Жорж Санд, пытаясь забыть свою первую любовь. Совместные путешествия с француженкой по всей Европе в 1837—1839 годах не слишком способствовали его выздоровлению, однако в то же время в это время были созданы некоторые из его самых величайших произведений.
1848 год, демоны фортепиано
После десятилетнего сожительства с Авророй Дюпон (Жорж Санд) наступил мучительный разрыв. Композитор отправился в Англию, где холодный и сырой британский климат в сочетании с эмоциональными потрясениями усугубили его болезнь. В Шотландии и Англии музыкант выступал в аристократических салонах и продолжал создавать свои шедевры. Однако, если его уговаривали сыграть фатальную фортепианную сонату №2, Шопен, доиграв ее, неизменно покидал собрание. Он просто не мог после выступления говорить или исполнять что-либо еще.
В 1848 году произошел случай, который рассказывают, происходил всего год до смерти композитора. По легенде, во время исполнения похоронного марша Шопену якобы показались демонические существа, вырывающиеся прямо из его фортепиано. Ошарашенный музыкант не доиграл произведение и покинул салон. Позднее это происшествие стали рассматривать как предзнаменование скорой смерти великого композитора.
1849, Marche funèbre на похоронах Шопена
После осознания, что Англия не подходит ему, Фредерик Шопен переехал в Париж на площадь Вандом, 12. Однако это произошло уже слишком поздно, так как к началу следующего месяца композитор призвал пастора для последнего исповедания и причащения. Его последними словами были указания относительно вскрытия: Шопен желал, чтобы после проведения этой медицинской процедуры врачи убедились в его безусловной смерти. Он также выразил желание, чтобы его сердце, извлеченное из груди, было похоронено в Варшаве.
Фредерик Шопен скончался 17 октября 1849 года. На следующий день анатомический скульптор снял слепок его руки и создал посмертную маску. Людвика, сестра Шопена, бдительно следила за исполнением последних волеизъявлений своего брата. После вскрытия его тела сердце было извлечено и помещено в хрустальную урну, заполненную коньяком. Затем урна была доставлена в столицу Польши и замурована в колонне варшавского костела Святого Креста. И по сей день сердце великого композитора покоится там.
Церемония прощания состоялась 30 октября в костеле святой Магдалены. Именно там впервые прозвучал Похоронный марш не в салоне, а на самом погребении. С течением времени это музыкальное произведение стало невероятно популярным и символизировало траурные мероприятия.
Мумифицированное тело Фредерика Шопена было похоронено на кладбище Пер-Лашез в Париже. Над его могилой возвышается памятная композиция — скульптура Эвтерпы, покровительницы лирической поэзии и музыки, на четырехгранным постаменте. На передней стороне постамента находится овальный медальон с вырезанным профилем самого композитора.