Санкт-Петербург, как и многие другие города в России, отличается многонациональным составом населения. Здесь проживают представители разных национальностей, исповедующие различные религии. В городе существуют различные конфессии, имеющие свои приходы, храмы и кладбища.
История Санкт-Петербурга началась во времена Петра I, который приглашал опытных и известных специалистов из разных областей для строительства города. Среди них были архитекторы, инженеры, скульпторы, художники, ученые, корабелы и другие. С течением времени количество иностранцев, или «иноверцев», как их называли в православной церкви, увеличивалось. Они оседали в Северной столице, многие создавали семьи, служили России и оставались здесь навсегда, находя свое последнее пристанище на православных и иноверческих кладбищах.
Утраченное Сампсониевское кладбище
Памятный знак, установленный по адресу Большой Сампсониевский проезд, 41А, в Санкт-Петербурге, напоминает о Сампсониевском погосте, который существовал на этом месте более 300 лет назад. С 1711 года по указу царя Петра I на этом кладбище хоронили русских и иноверцев, в том числе выходцев из европейских стран. Однако, по мере расширения города, жилые застройки приблизились к кладбищу, нарушив санитарные нормы, которые предписывали сохранять расстояние в 200 метров от жилых зданий.
В результате, Сампсониевский погост был закрыт для новых захоронений. Со временем кладбище попало в запустение, а затем было практически забыто. Множество надгробий были уничтожены, за исключением нескольких, которые были сохранены и сейчас находятся в галерее Сампсониевской церкви.
Этот памятный знак с выбитым крестом и надписью служит напоминанием о значимости Сампсониевского погоста, его исторической роли и значении в жизни города. Он также отражает уважение к памяти усопших, которые были похоронены на этом кладбище и внесли свой вклад в историю Санкт-Петербурга.
Римско-католическое кладбище на «Куликовом поле»
Место под названием Куликово поле находится на Выборгской стороне в Санкт-Петербурге. Изначально это было место, где обитали болотные птицы, известные как «кулики», что и дало название этой местности. В 1831 году, во время эпидемии холеры, на Куликовом поле были построены холерные бараки и основано кладбище, где хоронили жертв этой болезни.
В 1856 году южнее холерного погоста была отведена площадка площадью 10 гектаров для создания Римско-католического кладбища, которое относилось к Петербургскому костелу Святой Екатерины. В советский период Католическое кладбище просуществовало до 1939 года. Сначала оно было закрыто для захоронений, а затем систематически разрушено, превратив надгробия в мраморную крошку. Из всех старинных надгробий сохранились только два. Одно из них — часовня над могилой известного архитектора А. К. Красовского, умершего в 1875 году. В настоящее время большая часть католического кладбища застроена промышленными объектами.
Однако, в 2002 году сохранившееся здание костела и прилегающий участок кладбища площадью 1 гектар были переданы католической общине Санкт-Петербурга. Это стало важным шагом для сохранения исторического и религиозного значения этого места.
Протестантские кладбища Санкт-Петербурга
Волковское лютеранское кладбище
До 1770 года иноверцы, включая лютеран, хоронились на Сампсониевском иноверческом кладбище в Санкт-Петербурге. После закрытия этого кладбища, в основном, они начали хорониться на православных погостах. Однако в 1773 году лютеранам был выделен участок рядом с Волковским православным кладбищем, которое находилось на Пулковских высотах, отдаленных от города. Между ними протекала речка Волковка, разделяя православную и иноверческую части кладбища.
Лютеране тщательно организовали свое кладбище: оно было разделено на кварталы с удобными подходами к могилам, все захоронения были зарегистрированы, архив содержал подробную картотеку. При обследовании иноверческой части кладбища в конце прошлого века были обнаружены подробные описания около 50 000 захоронений. На кладбище сохранилось значительное количество старинных надгробий, принадлежащих известным и обычным гражданам иностранного происхождения. Некоторые из них были перемещены в Александро-Невскую лавру, где они до сих пор хранятся. Среди таких надгробий находятся могилы архитекторов Кваренги и Росси, балетмейстера Мариуса Петипа, Ф. П. Литке — известного исследователя Арктики и других известных личностей.
Смоленское лютеранское кладбище
История этого кладбища насчитывает уже более двух с половиной веков. Изначально оно было основано под названием Немецкого кладбища в середине XVIII века по указу Екатерины II на близлежащей территории Васильевского острова. В то время в России все иноверческие кладбища так назывались, хотя на них хоронили не только немцев-лютеран, но и представителей других христианских конфессий, таких как католики и англикане.
Согласно записям в регистрационных журналах, на Смоленском лютеранском кладбище похоронено более 30 000 жителей столицы. Кладбище переименовали, когда рядом с ним была построена церковь Смоленской иконы Божией Матери. Несмотря на то что часть территории кладбища была застроена техническими объектами в 1980-х годах, сам кладбищенский комплекс сохранился и получил статус историко-мемориального памятника. Множество надгробных сооружений было разрушено, но некоторые из них, имеющие историческую ценность, были перенесены на кладбище Александро-Невской лавры, где они служат кенотафами, то есть символическими местами памяти.
В настоящее время Смоленское лютеранское кладбище включено в туристические маршруты, и его посещение предоставляет возможность увидеть несколько десятков значимых надгробных сооружений, некоторые из которых являются объектами федерального и местного значения. Ведутся реставрационные работы, и многие памятные сооружения приобретают свой первоначальный вид. Особенно популярна среди посетителей полуразрушенная беседка на могиле генерал-майора А. А. фон Бекмана, известная как «Беседка Брата». Это место стало известным благодаря фильму «Брат», где главный герой Данила Багров скрывался от бандитов и вел беседы с Немцем, незабываемым персонажем этого фильма, а также с другими обитателями кладбища.
Смоленское лютеранское кладбище является важным историческим и культурным объектом, отражающим многовековую многоконфессиональную историю Санкт-Петербурга.
Гвоздика
Городская Ритуальная Служба Гвоздика готова оказать помощь в организации и проведении похорон в полном соответствии с волеизъявлением усопшего и пожеланиями его родственников. Мы уважаем и учитываем все национальные и религиозные обычаи и традиции, чтобы создать достойную и значимую церемонию прощания.
Наши профессиональные ритуальные агенты готовы проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с организацией похорон, и предложить разнообразные услуги, включая подготовку документации, выбор гроба и украшений, транспортировку и координацию мероприятия.
Мы понимаем, что каждая семья имеет свои особые потребности и предпочтения, поэтому мы стремимся создать индивидуальный и уважительный подход к каждому клиенту. Наша цель — облегчить вам этот трудный период и предоставить профессиональную поддержку и утешение.