Римско-католический приход существует в Санкт-Петербурге уже с времен основания города, когда здесь оседали приглашенные из Европы специалисты различных областей. Католическая община в Петербурге имела свою историю и культурное наследие, и несмотря на свое меньшинство по сравнению с православным населением, она смогла сохранить свои традиции и обряды.
Судьба римско-католического кладбища
Судьба римско-католического кладбища на Выборгской стороне города была омрачена событиями 20-го века. В 1928 году, в период активной антирелигиозной кампании в Советском Союзе, кладбище было закрыто властями. Через его территорию проложили улицу Минеральную, а землю передали под промышленную застройку. Большая часть могил была разрушена, и на месте кладбища выросли заводские корпуса и другие хозяйственные постройки.
Из более чем 40 тысяч захоронений ничего не осталось, и множество могил было уничтожено. Захоронения известных и знаменитых личностей, которые были погребены на римско-католическом кладбище, были перенесены на другие кладбища в городе. Некоторые из них были перезахоронены на Успенском кладбище и на музейных участках Александро-Невской лавры.
Однако, важным историческим памятником, который сохранился на территории бывшего римско-католического кладбища, является часовня, построенная по проекту архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Эта часовня — одна из немногих сохранившихся памятников того времени, и она стала свидетельством истории и культурного наследия римско-католической общины в Петербурге.
Католическая часовня, история названия
История названия католической часовни в Петербурге, посвященной Посещению Девой Марией, Елизаветы, связана с событием из Евангелия от Луки. В этой истории рассказывается о встрече двух женщин: Елисаветы, жены священника Захарии, и Марии, непорочно зачатой, родственницы Елисаветы, которая была обручена с плотником Иосифом.
Ангел Гавриил явился Захарии и объявил ему, что Елисавета родит сына, которого они должны назвать Иоанном. Через некоторое время ангел также явился Марии и сообщил ей, что она родит сына, которого назовут Иисусом.
Мария, будучи беременной, посетила родственницу Елисавету в городе Иудине. Как только Мария вошла в дом и заговорила, ребенок во чреве Елисаветы радостно зашевелился. Елисавета поняла, что это свершилось чудо, и поняла величие Матери будущего Господа.
Такая встреча двух женщин, которые родили позднее своих великих сыновей, послужила основанием для религиозного праздника Посещения Девой Марией, который отмечается в католической церкви. Католическая часовня в Петербурге, возведенная во имя Посещения Девой Марией, Елизаветы, носит название, отражающее это важное событие из Евангелия.
Любимый католический храм
Католическая часовня на Выборгском кладбище, перестроенная в костёл, стала любимым храмом для католической общины в Петербурге. Это небольшое сооружение в романском стиле, украшенное прекрасными росписями художника А. И. Шарлеманя. После перестройки, когда костёл стал полноценным храмом, здесь можно было проводить богослужения по католическому обряду.
Проект перестройки костёла был предложен архитектором Н. Л. Бенуа, который предложил пристроить к главному зданию восьмигранную колокольню с винтовой лестницей. Внутри здания было устроено шесть алтарей, что создавало особую атмосферу молитвенного пространства.
Рядом с часовней были построены дома для смотрителя и могильщиков, а вокруг кладбища возвели решётчатую ограду с воротами и калитками для прихожан. Это придавало кладбищу и костёлу законченный и ухоженный вид.
После перестройки, костёл на Выборгском кладбище стал центром католической жизни в Петербурге. Здесь совершались религиозные обряды, а престольный праздник, отмечавшийся 2 июля, стал поводом для народного гуляния и празднования.
Таким образом, католическая часовня, перестроенная в костёл, стала любимым храмом для католической общины в Петербурге и местом совершения религиозных обрядов и празднований.
Крипта католического костёла
Крипта католического костёла на Выборгском кладбище была местом погребения для высокопоставленных католических священников, а также для знатных католиков Петербурга, включая создателя храма Н. Л. Бенуа и художника Шарлеманя. Здесь находили приют и склепы для семей графов Потоцких и других знатных семей.
Однако в 1938 году судьба костёла приняла несчастный оборот. Он был передан для хозяйственных нужд и превратился в картофелехранилище. Как результат, росписи на стенах костёла были скрыты под слоем краски, плиты захоронений в крипте уничтожены, а узорчатый пол был залив бетоном. Это означало не только утрату исторической и художественной ценности здания, но и потерю памятника религиозного значения для католической общины Петербурга.
Такие события были связаны с трудным периодом истории Советского Союза, когда религиозные сооружения подвергались секуляризации и использованию вне своего назначения. Такие меры часто приводили к утрате исторических и культурных ценностей, что оставляет трагическое отпечатление на наследии страны.
Возрождение костёла на Минеральной
Возрождение католического костёла на Минеральной было осуществлено в начале двухтысячных годов. После долгого периода бездействия и использования здания в хозяйственных целях, оно было возвращено католическому приходу в 2005 году, и в нём начались первые богослужения. Это был значимый шаг для религиозной общины, которая получила обратно свою церковь, после многих лет разделения с этим историческим местом.
Приход был возглавлен разными священниками из разных стран. Сначала настоятелем храма был Рихард Штарк из ФРГ, а затем его сменил молодой священник из Словакии, Михаль Маргефка. Оба священника активно работали над восстановлением костёла и его окружения. Благодаря их усилиям был возвращен участок земли и проведена реставрация здания.
Однако реставрация была частичной: костёл был отреставрирован снаружи, но внутри не полностью, исключая росписи, которые не удалось восстановить. Тем не менее, важным успехом стало обнаружение места семейного склепа Н. Л. Бенуа и его дальнейшая работа по восстановлению часовенки архитектора Красовского.
Помимо основной деятельности по возрождению костёла, настоятель Михель Маргефка активно вовлекает храм в различные общественные мероприятия. В храме проводятся концерты симфонической музыки, функционирует воскресная школа, а также организованы тренажерные занятия для священника и прихожан.
Настоятель уверен, что благодаря упорству и поддержке прихожан, костёл и его окружение будут полностью восстановлены и снова станут радостью и духовным центром для верующих.