Вербное воскресенье является важным праздником в православии. Исторические упоминания о нем можно найти в древнейшей книге Руси, известной как «Изборник Святослава» 1073 года. Эта книга была создана для Великого князя Киевского Святослава Ярославича, сына Ярослава Мудрого, и содержала различные статьи о философских основах христианства и библейских сказаниях. Одной из этих статей был рассказ о воскресении Лазаря Христом и его появлении в Иерусалиме.
Вербное воскресение, история возникновения праздника
По легенде, рассказанной евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, перед Пасхой Иисус находился недалеко от Иерусалима в селе Вифания. В этом месте он совершил чудо, воскресив Лазаря, селянина, скончавшегося четыре дня назад. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Когда Иисус в ночь с субботы на воскресенье перед Пасхой прибыл в Иерусалим, жители города с благодарностью встретили его, бросая под его ноги свежие пальмовые ветви (пальма была основным деревом в этих местах). Иисуса признали Мессией — Спасителем Израиля, который должен был прийти именно в эту ночь, на осле — популярном и любимом рабочем животном. С тех пор День Входа Господня в Иерусалим стал одним из самых почитаемых христианских праздников. Он отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. У иудеев этот день называется Пальмовым воскресеньем, а у православных — Вербным воскресеньем (ведь пальмы не растут на севере, а верба именно в это время цветет).
Празднование Вербного воскресенья и посещение кладбища в этот день
В некоторых славянских землях обычай посещать кладбище в Вербное воскресенье для поминовения усопших родителей и родственников прочно укоренился и продолжает соблюдаться в наши дни. Этот обычай имеет свои особенности и значения в разных странах. Например, в Беларуси люди трижды ударяют веткой вербы по могильной насыпи, как символическое объявление о своем прибытии. В некоторых районах Польши, Западной Украины, Словакии и Хорватии было принято воткнуть веточку вербы, обвитую плющом, в землю возле могильного креста. Это, как говорят, способствовало процветанию домашнего хозяйства. В Болгарии на кладбище обходили могилы всех умерших и втыкали в каждую прутики вербы. В некоторых северных районах Болгарии Вербное воскресенье отмечалось более торжественно: женщины зажигали на могилах кукурузную солому, чтобы согреть усопших.
В России до 1697 года Вербное воскресенье отмечалось крестным ходом, напоминающим театрализованное представление. Во главе процессии шел конь, «переодетый» в осла, на котором сидел архиерей. Это создавало живописную картину, иллюстрирующую библейскую притчу о входе Иисуса в Иерусалим. Более того, после крестного хода патриарх принимал нищих и бедных в трапезной комнате, угощал их изысканной пищей, затем омывал им ноги и дарил милостыню. В этот праздник также устраивались вербные базары с богатым выбором сладостей, детских игрушек и книг. На этих базарах можно было приобрести пучки вербовых веточек. Они освящались и сохранялись дома до следующего Вербного воскресенья.
Отношение церкви к посещению кладбища в Вербное воскресенье
Церковь придаёт огромное значение дню Входа Господня в Иерусалим и отмечает его как один из главных христианских праздников, совершая торжественные богослужения. Она не препятствует посещению кладбищ в этот день, поскольку воскресение Иисуса Христа ожидает всех умерших, как это произошло с Лазарем из Вифании. Поэтому веточки вербы, воткнутые в землю на могилах, напоминают о предстоящем втором пришествии Христа и даровании всем умершим вечной жизни. Так гласит христианская вера. Церковь призывает не забывать о том, что веточки вербы должны быть обязательно освящены в храме. Освящённые веточки затем вставляются в землю на могилах усопших. В Вербное воскресенье также допускается приготовление поминального стола. Он должен быть скромным и обязательно соблюдать постное меню, так как праздник приходит на шестое воскресенье Великого поста. На столе должна быть традиционная кутья, каши и рыбные блюда, особенно приветствуются пироги — рыбники. Безалкогольные напитки и сладости также привлекут всех. Вербное воскресенье — радостный праздник, и поэтому поминание усопших должно быть не грустным, а радостным и добрым в их память.