Ритуальные услуги круглосуточно

+7 (812) 748-30-31

Рейтинг организации

Места захоронения католиков и протестантов в Петербурге

Места захоронения католиков и протестантов в Петербурге

Места захоронения католиков и протестантов в Петербурге Места захоронения католиков и протестантов в Петербурге
184 просмотров
Ритуальный агент

В России прошлых веков представителей неправославных верований называли иноверцами, а иногда просто «немцами», даже если они были итальянцами или англичанами. С момента, когда был заложен первый камень Петропавловской крепости в 1703 году, в Санкт-Петербург стекались иностранные граждане всех профессий: военнослужащие, чиновники, кораблестроители (которых называли «корабелями»), моряки, ученые, учителя, архитекторы и художники. Петр Великий серьезно подошел к вопросу развития культурного города. Большинство из них сохранили свою веру и религиозные традиции, поэтому перед своей смертью они завещали быть похороненными в соответствии с требованиями своей конфессии.

Однако, несмотря на то, что в столице проживала многотысячная иностранная община, некоторое время у них не было отдельного места для захоронения. В основном могилы устраивались рядом с их домами или около стен православных церквей. В 1711 году Петр I решил эту проблему своим указом о создании кладбища для иноверцев, которое стало одновременно первым городским некрополем.

Сампсониевское — первое кладбище открытого типа в Петербурге

Некрополь располагался в значительном удалении от центра города, около церкви Сампсона Странноприимца. Выбор места связан с тем, что этот святой считался покровителем странников и, согласно русским летописям, проявлял гостеприимство к иностранцам. На этом кладбище также захороняли русских людей, и их могильный участок находился к северу от «немецкой» территории. Все захоронения проводились бесплатно, как для бедных, так и для состоятельных граждан.

Сампсониевское кладбище изначально имело площадь 1,5 гектара, которая со временем увеличилась до 4,5 гектара. До периода правления Екатерины II, это кладбище было основным местом погребения жителей Санкт-Петербурга. За короткую историю своего существования на нем были похоронены известные личности, включая архитекторов Трезини, Шлютера, Маттарнови, Леблона, художника Луи Каравака и фельдмаршала Миниха — тех, кто внес значительный вклад в строительство города на Неве.

Постепенно город расширялся и приближался к территории кладбища, нарушая санитарные нормы, предусматривающие двухстенный метровый предел. В результате, в 1770 году Екатерина Великая приказала закрыть некрополь.

С течением времени кладбище было постепенно уничтожено, могилы и надгробия исчезли. Только в 1995 году в память о первых строителях северной столицы был установлен мемориал в виде арки с проходом, символизирующим «окно в Европу», выполненный в неоготическом стиле. На одной из сторон арки перечислены имена великих архитекторов, которые были похоронены на территории Сампсониевского кладбища возле церкви Сампсона Странноприимца.

Римско-католический некрополь

В 1939 году Сампсониевское кладбище было полностью уничтожено. В период его активного существования с 1854 по 1928 год, его территория составляла 11 гектаров и была разделена на несколько участков с разной стоимостью. Цены зависели от удаленности участка от главного входа и храма Святой Марии. Диапазон цен был значительным, варьируя от 5 рублей до 2000.

На кладбище были похоронены десятки тысяч иноверцев разных социальных статусов и званий, независимо от их состояния. Множество известных личностей нашли здесь свое последнее пристанище. Кладбище было закрыто в 1928 году. Однако, благодаря переносу некоторых могил и надгробий в некрополь Александро-Невской Лавры, некоторые из них сохранились.

После закрытия кладбища его территория была застроена домами и промышленными сооружениями. Храм Святой Марии был использован как склад для хранения картофеля, что было позорным обращением с религиозным зданием.

Однако, в более поздние годы храм Святой Марии был возвращен католической общине в 2004 году. Он был отремонтирован, и теперь снова используется для проведения богослужений.

Памяти жертв девятого января

Преображенское кладбище, основанное в 1871 году, изначально было предназначено для захоронения православных и иноверцев. Однако, в 1905 году, после братского захоронения демонстрантов «Кровавого воскресения», которые были расстреляны у стен Зимнего дворца, кладбище было переименовано в их честь.

На территории другой половины кладбища были захоронены представители различных религий, включая католиков, лютеран, мусульман и иудеев. В 1919 году погребения на этой территории прекратились, но год спустя участок с иудейскими могилами стал отдельным Преображенским еврейским кладбищем. Остальные площади кладбища со временем пришли в запустение.

В настоящее время только русская часть Преображенского кладбища остается действующей. Там продолжаются захоронения, также на территории расположены колумбарий и несколько братских могил и мемориалов.

Волковский лютеранский некрополь

В 1773 году городские власти Санкт-Петербурга выделили участок на Волковском кладбище для захоронения лютеран. Это кладбище располагалось вдоль реки Волковки и служило разделением между православными и иноверными захоронениями.

Лютеране с большой тщательностью и уважением организовывали данное им место. Все мероприятия проводились в соответствии с планом, каждое захоронение регистрировалось, а также велся архив. К 1900 году кладбище приобрело окончательный вид и облик.

В 1920-е годы Волковское кладбище начало подвергаться варварскому разрушению. Деревянные постройки были разобраны и использованы в качестве топлива, а каменные сооружения разобрали для получения кирпичей. Надгробия были уничтожены. Несколько значимых надгробных памятников были перенесены в Александро-Невскую Лавру, что спасло их от полного уничтожения. Среди них были надгробия могил известных архитекторов Росси и Кваренги, а также памятник Мариусу Петипа, великому хореографу и режиссеру балетов.

Процесс восстановления кладбища начался в конце 1990-х годов. Благодаря тщательному ведению документации со стороны лютеран в прошлом, современным специалистам не составило труда обнаружить сохранившиеся сведения о 40 тысячах могил и присвоить около 2 тысяч надгробий. В настоящее время территория кладбища постепенно восстанавливается и благоустроивается. Были созданы отдельные участки для новых погребений, а также возможность для родственных подзахоронений.

Лютеранский некрополь на Смоленке

Этот некрополь был открыт в 1747 году и в течение многих лет служил местом захоронения представителей протестантизма, католицизма и англиканской церкви. Он имеет особую архитектурную ценность и впечатляет посетителей своим ландшафтом и высокохудожественными надгробиями, которые являются истинными произведениями искусства и увековечивают память о известных личностях. Тридцать памятников этого некрополя включены в список объектов культурного наследия федерального значения.

Само кладбище имеет статус мемориального памятника и является закрытым действующим некрополем. Это означает, что на его территории продолжают осуществляться погребения, и родственные подзахоронения допускаются. Смоленское кладбище является значимым историческим и культурным местом, где можно отдать дань уважения и поминовению ушедших.

Конфессии Белоостровского кладбища

Открытие нового кладбища в 2017 году в Курортном районе свидетельствует о стремлении создать современный объект с хорошей инфраструктурой, чтобы обеспечить комфортное посещение захоронений.

Важно отметить, что на новом кладбище предусмотрены шесть обширных участков, предназначенных для погребения представителей различных вероисповеданий, таких как католики, мусульмане, евреи, армяне, старообрядцы и буддисты. Это отражает уважение к разнообразию религиозных и культурных традиций и обеспечивает возможность покойного быть похороненным в соответствии с его вероисповеданием.

Такие меры позволяют удовлетворить потребности и запросы различных вероисповеданий, создавая условия для достойного прощания и ухода на последний покой в соответствии с религиозными обычаями и предписаниями.