Авраамические религии, такие как христианство и ислам, имеют отличия от других религиозных учений, особенно в отношении перерождения души. Для христианина и мусульманина жизнь развивается линейно, и после смерти духовная сущность ожидает Страшного суда, находясь временно в промежуточном состоянии — Аду или Небесах. В индуизме и буддизме, напротив, душа имеет возможность пережить новую жизнь на Земле или в другом мире, пройти по другому пути, пересмотрев предыдущий сценарий, если он был неудачным. Возникает естественный вопрос, может ли душа умершего воплотиться не в младенце, т. е. в пустое тело, а в уже сформированную личность? В рамках некоторых верований это возможно.
Иббур и диббук в эзотерическом иудаизме
Иудаизм, хотя и является авраамической религией, имеет различные направления, включая эзотерический иудаизм, который представляет собой отдельное религиозное течение. В эзотерическом иудаизме, помимо изучения Торы, последователи также изучают Каббалу, мистическое учение, которое более ориентировано на духовную и мистическую составляющую. В этом учении существует возможность, что душа умершего не переходит в другой мир, а остается рядом с живыми. Более того, в эзотерическом иудаизме допускается идея, что чужая душа может вселиться в тело сознательного человека.
«Вторые» души могут иметь различные цели, когда они вселяются в тело другого человека.
Иббур — это душа, которая играет роль наставника для юного и неопытного человека. В основном вселение такой души происходит в возрасте 7 или 14 лет. Вторая духовная сущность помогает своему «хозяину» советами, направляет его в жизни и как бы воспитывает его. После выполнения своей миссии чужая душа покидает новое тело безболезненно и без вреда.
Диббук — это злая душа, которая, из-за своих грехов в предыдущей жизни, не может подняться по духовной лестнице на Небеса. Она вселяется в новое тело и продолжает совершать зло. С виду кажется, что ранее добродушного человека подменили. На самом деле все действия контролируются этим «паразитом», который не стремится к чему-то светлому, чистому и доброму.
«Заложные» покойники у древних славян
Наши славянские предки соблюдали особую традицию относительно убитых или трагически погибших людей, тех, кто не дожил до нормального срока жизни. Они не хоронили их на общих кладбищах, а уносили их тела в лес и просто покрывали ветками. Это было их способом отделить таких покойников от обычных похорон, поэтому их называли «заложными» или «заложенными» покойниками, то есть покойниками, покрытыми ветками, а не покрытыми землей.
Такое отношение к останкам умерших с насилием не было случайным. Веровалось, что тот, кто умер от человека или зверя, обязательно превратится в упыря или вурдалака. В своей новой форме он придёт и отомстит своему обидчику. А если обидчика не найдёт, то накажет того, кто просто пройдёт мимо.
Ратники, погибшие на поле боя, также становились «заложными». Ведь их жизнь прерывалась неестественным образом, смерть настигала их от пули или удара меча. Чтобы избавить героя от скитаний по миру, родственники давали новорожденному ребёнку то же имя. Таким образом, жизненная сила погибшего переходила на младенца, продлевая его жизнь.
Индуизм и буддизм
В буддизме отсутствует упоминание о возможности подселения души умершего в тело сознательной личности. Однако в индуизме эта возможность не отрицается. Индуисты приводят в качестве свидетельства такие случаи, как ксеноглоссия — способность необычным образом говорить на незнакомом языке. В эпоху интернета оценка данного аргумента в качестве действительного остаётся на усмотрение каждого отдельного человека.
Современные эзотерические учения
Практикующие маги признают возможность вселения души умершего в другое тело и объясняют это явление как важную миссию, которую духовная сущность не смогла выполнить в своем предыдущем воплощении из-за его кратковременности.
Второй случай, когда чужая душа вселяется в непринадлежащее ей тело, связан с выходом из продолжительной комы или возрождением после клинической смерти. Во время катарсиса душа-хозяин фактически покидает свое обиталище и теряет связь с физическим телом. В таких случаях более мощная духовная сущность занимает ее место. В течение некоторого времени, пока новая душа привыкает к своему новому положению, выживший человек может не узнавать своих близких или окружающих. Это можно легко объяснить, приняв во внимание теорию о переселении душ.
Третий вариант реального вселения чужой души связан с осознанным приглашением медиумом чужой сущности в свое тело с целью проведения спиритического сеанса. Однако такие действия сопряжены с определенными рисками, и поэтому обычным людям не рекомендуется повторять их ради развлечения или проверки эзотерических учений.