Ритуальные услуги круглосуточно

+7 (812) 748-30-31

Рейтинг организации

Полуразрушенное Громовское кладбище старообрядцев в Петербурге

Полуразрушенное Громовское кладбище старообрядцев в Петербурге

Полуразрушенное Громовское кладбище старообрядцев в Петербурге Полуразрушенное Громовское кладбище старообрядцев в Петербурге
329 просмотров
Ритуальный агент

Полузаброшенный некрополь, расположено в Московском районе между Балтийскими и Варшавскими железнодорожными путями. Обнаружить его может быть сложно, поскольку официальный адрес, Ялтинская улица, 3, указанный во всех источниках, не соответствует действительности. Проезжает мимо него только один коммерческий автобус. Чтобы дойти до некрополя пешком, нужно следовать от Балтийского вокзала по Митрофаньевскому шоссе или по Старообрядческой улице от Московских ворот. Отдаленность от транспортной развязки и неудобное месторасположение только ухудшают состояние некрополя и прерывают связь с городом. Промышленные постройки окружают его со всех сторон, а равнодушие культурного наследия истории города и страны ведет к необратимой утрате ценных памятников ритуального наследия.

Со стороны Старообрядческой улицы вы можете обнаружить трехарочные каменные ворота, которые являются образцом «русского стиля». Раньше они служили центральным входом, ведущим к главной церкви некрополя, но церковь уже давно отсутствует. В настоящее время эти ворота не используются, они запечатаны досками и являются частью ограждения складской территории. Действующий вход находится в другом месте.

Факты истории Громовского кладбища

Некрополь был назван в честь братьев Сергея и Федула Громовых, которые были известными и богатыми купцами в 18 веке. Они были старообрядцами и родом из Гуслиц, подмосковной деревни. Братья владели значительными торговыми складами, расположенными рядом со Смольным собором и Апраксиным двором. Сергей, старший брат, официально возглавлял старообрядческую общину в Санкт-Петербурге, хотя Федул фактически управлял общиной, так как он был более сдержанным, аккуратным и увлекался меценатством и коллекционированием.

В период, когда было предоставлено место для кладбища и построена церковь, старообрядческая община в Санкт-Петербурге включала купцов, приказчиков и казаков-конвоиров императора. Для этих людей были трудные времена из-за преследования их вероисповедания. Однако благодаря ходатайству Громовых и их просьбе о предоставлении земли для захоронений и постройки церкви, власти согласились. В 1835 году была предоставлена территория под кладбище.

С течением времени погост стал развиваться, и старообрядцы приобрели значительное влияние в столице. Территория под могилами расширялась, приближаясь к городу, и были построены дома для священников, богадельни, мастерские и столовые. Все это способствовало развитию общины и старообрядческой жизни в Санкт-Петербурге.

Изначально церковь при Громовском погосте была деревянной и служила главной церковью до 1913 года. Однако к началу 20 века отношение к старообрядцам в России стало более толерантным, и в 1912 году началось строительство впечатляющего каменного пятиглавого храма. Строительство заняло один год. Громовский старообрядческий погост стал центром епископов старообрядцев.

После событий 1917 года некрополь и храм продолжали существовать. Здесь продолжали проводиться похороны старообрядцев, и в храме совершались богослужения. Однако новым властям не нравилось существование старинного некрополя и действующего храма. Величественную Покровскую церковь взяло под свою опеку общество «Старый Петербург», созданное для сохранения памятников искусства и архитектуры. Но несмотря на это, в 1932 году были арестованы верующие и настоятель храма. Церковь была взорвана, а с 1939 года на погосте запретили проводить похороны, и начался долгий период разрушения. Часть территории была занята железной дорогой, а другие участки стали объектами промышленного строительства.

Остатки былой роскоши

Из оставшихся фрагментов старинных надгробий и особенностей ландшафта можно сделать вывод о богатстве оформления Громовского погоста. Одной из характерных особенностей была система каналов, которые выходили из пруда, расположенного в центре кладбища. Этот пруд был вырыт в 1909 году и ежегодно 1 августа освящался. Маленькие речки-сосуды распределяли святую воду по всей территории кладбища. Таким образом, через эти каналы была создана особая система полива. На берегах каналов были построены миниатюрные мостики, некоторые из которых сохранились до наших дней. Однако в настоящее время каналы уже не содержат воды, а лишь являются углублениями, в которых скапливается мусор и опавшие листья.

Самая старая часть погоста, расположенная в центре, является наиболее сохраненной. Она была окружена каналами, создавая впечатление острова, к которому вело несколько мостков. Хотя надгробия этой части погоста сильно пострадали, они все же частично сохранились и до сих пор внушают величие.

Также на погосте сохранились надгробные памятники конца 19 века и 30-х годов 20 века. Однако из-за отсутствия должного ухода и реставрации некрополь находится в плачевном состоянии. В 1960-х годах городской совет принял решение о сносе погоста, но по неизвестным причинам это решение не было выполнено.

Старообрядческий погост в ХХ веке

Самая старая часть погоста, расположенная в центре, является наиболее сохраненной. Она была окружена каналами, создавая впечатление острова, к которому вело несколько мостков. Хотя надгробия этой части погоста сильно пострадали, они все же частично сохранились и до сих пор внушают величие.

Также на погосте сохранились надгробные памятники конца 19 века и 30-х годов 20 века. Однако из-за отсутствия должного ухода и реставрации некрополь находится в плачевном состоянии. В 1960-х годах городской совет принял решение о сносе погоста, но по неизвестным причинам это решение не было выполнено.