Поминовение в иудаизме
774 просмотров

Ритуальный агент
Лашер Александр Ильич
Лашер Александр Ильич
Население Санкт-Петербурга составлено представителями различных религиозных конфессий. Ритуальные традиции у разных народов могут значительно отличаться друг от друга. Например, для православных христиан пышные поминки с застольем являются привычным ритуалом после похорон, в то время как у мусульман и евреев такой обычай отсутствует. В исламе последователи иногда собираются в доме умершего, чтобы почтить его память, в то время как иудеи, скорее всего, можно встретить, молясь в одиночестве. Рассмотрим более подробно, существуют ли поминки в иудаизме и как они проходят.
Во время траура все мысли должны быть сосредоточены на переживании утраты, чтобы после семидневного периода «шивы» вернуться к обычной жизни. В этот трудный период друзья и соседи стремятся поддержать семью. В знак соболезнования они приносят в дом различные закуски и поминальные блюда, чтобы поддержать жизненные силы членов семьи. Двери дома всегда оставляют открытыми, чтобы гости не отвлекали семью от скорби.
После окончания шивы наступает менее строгий период траура, называемый «шлошим». Большинство ограничений, которым ранее придерживались члены семьи умершего, снимаются. Однако, в течение следующих 24 дней родственники все еще должны соблюдать несколько важных правил. В этот период они воздерживаются от участия в развлекательных мероприятиях и выражения ярких проявлений радости. Скорбящим разрешается выходить на работу, посещать общественные места и заниматься домашними делами.
Спустя месяц после похорон завершается период траура. В 30-й день иудеи посещают могилу усопшего. В отличие от православия, в этот день не проводят общих поминальных трапез. После посещения кладбища самый старший мужчина в роду по линии умершего направляется в мечеть, чтобы принять участие в богослужении и прочитать Кадиш. Просить чтение молитв можно и у священнослужителей, особенно если в семье остались только женщины.
Первая годовщина с момента ухода человека из жизни является одним из основных дней поминовения. Она отмечается ровно через 12 месяцев после похорон, поэтому в високосный год дата может смещаться и не совпадать с йорцайт. После посещения кладбища, родственники отправляются в синагогу на молитву: там читают поминальные молитвы, псалмы и Кадиш. Распространенным обычаем в день памяти является цдака — пожертвование милостыни в честь покойного. Считается, что доброе дело в день годовщины смерти приносит заслуги умершему.
Согласно традиции, йорцайт отмечается сдержанно, поскольку день поминовения не предполагает бурных гуляний, веселья и обильных пирушек. Согласно представлениям иудеев, в этот день наилучшим образом подходит постная пища. Однако это не означает, что семья не может пригласить друзей и знакомых в свой дом, чтобы почтить память усопшего. Прием пищи в этот день проводится скромно и недолго, и перед его началом все присутствующие вспоминают имя покойного и заявляют, что обед устраивается в его честь. Основным ритуалом поминального обеда является чтение Торы, что помогает душе подняться в загробный мир.
При проведении богослужений существуют несколько важных правил. Во время молитв об умерших родителях из храма выходят все, у кого отец и мать еще живы. В течение первого года после похорон кого-либо из родственников иудеи не читают молитвы самостоятельно, а только присутствуют на службах. После чтения молитвы «Изкор» традиционно совершается благотворительное подаяние нуждающимся.
Кадиш имеет важное значение в оказании поддержки людям, переживающим утрату. Время печали и горя может вызвать сомнения и вопросы о смысле и справедливости жизни. Ежедневное чтение Кадиша в течение первого года после смерти близкого человека помогает смириться с потерей и восстановить связь с Богом. В переводе текста Кадиша можно найти фразу: «Да, несчастье постигло меня, но я все равно буду прославлять Господа за Его дела». Это отражает стремление продолжать возвышать имя Бога даже во время тяжелых испытаний.
Обычно один из сыновей умершего читает Кадиш о покойном. Возраст не является определяющим фактором при этом. Женщины, как правило, не обязаны читать Кадиш, но в некоторых случаях это допустимо, особенно если в семье нет мужских наследников. Также молитву может произносить старший мужчина рода или другой член общины, который был назначен этой функцией.
День похорон и трапеза сочувствия
В иудаизме не проводят поминок в день похорон. Считается, что в этот трудный момент любые упоминания о покойном могут только увеличить боль скорбящих родственников. Близкие друзья и соседи стараются облегчить страдания семьи, организуя традиционную «трапезу сочувствия». Знакомые приносят домашнюю похлебку из бобов, блюда с отварным картофелем, яйцами и небольшие булочки в знак соболезнования. Основная цель иудейских ритуальных блюд — поддержать физические силы членов семьи, а не поминать умершего. Считается, что душа человека после смерти возносится к Богу, и помощь в первую очередь нужна живым, которые скорбят о потере.Траур
С момента похорон у иудеев начинается период семидневного траура, известный как «шива». В течение этого времени родственники практически не покидают дом, не стригут волосы и ногти. Часто скорбящего иудея можно увидеть в одежде с порванными краями. Это не связано с неряшливостью, а представляет собой древний похоронный обряд под названием «криа», когда близкие усопшего символически разрывают свою одежду в знак скорби.Во время траура все мысли должны быть сосредоточены на переживании утраты, чтобы после семидневного периода «шивы» вернуться к обычной жизни. В этот трудный период друзья и соседи стремятся поддержать семью. В знак соболезнования они приносят в дом различные закуски и поминальные блюда, чтобы поддержать жизненные силы членов семьи. Двери дома всегда оставляют открытыми, чтобы гости не отвлекали семью от скорби.
После окончания шивы наступает менее строгий период траура, называемый «шлошим». Большинство ограничений, которым ранее придерживались члены семьи умершего, снимаются. Однако, в течение следующих 24 дней родственники все еще должны соблюдать несколько важных правил. В этот период они воздерживаются от участия в развлекательных мероприятиях и выражения ярких проявлений радости. Скорбящим разрешается выходить на работу, посещать общественные места и заниматься домашними делами.
Спустя месяц после похорон завершается период траура. В 30-й день иудеи посещают могилу усопшего. В отличие от православия, в этот день не проводят общих поминальных трапез. После посещения кладбища самый старший мужчина в роду по линии умершего направляется в мечеть, чтобы принять участие в богослужении и прочитать Кадиш. Просить чтение молитв можно и у священнослужителей, особенно если в семье остались только женщины.
Годовщина смерти Йорцайт
Память о усопшем бережно сохраняется всеми членами семьи, и каждую годовщину смерти соблюдаются особые ритуалы. Первый йорцайт, или годовщина, иудеи отмечают в день похорон, а последующие — ежегодно в день ухода умершего из жизни. Один из основных поминальных обычаев — зажигание лампады, чтобы ее свет помог душе усопшего найти дорогу домой. Ритуальное пламя горит на протяжении всего периода шивы и затем разжигается в день йорцайт. Свет должен освещать путь умершего с вечера накануне памятной даты до первой звезды следующего дня. Чаще всего для этого используют свечи или масляные лампы, но также допускаются использование электрических источников света.Первая годовщина с момента ухода человека из жизни является одним из основных дней поминовения. Она отмечается ровно через 12 месяцев после похорон, поэтому в високосный год дата может смещаться и не совпадать с йорцайт. После посещения кладбища, родственники отправляются в синагогу на молитву: там читают поминальные молитвы, псалмы и Кадиш. Распространенным обычаем в день памяти является цдака — пожертвование милостыни в честь покойного. Считается, что доброе дело в день годовщины смерти приносит заслуги умершему.
Согласно традиции, йорцайт отмечается сдержанно, поскольку день поминовения не предполагает бурных гуляний, веселья и обильных пирушек. Согласно представлениям иудеев, в этот день наилучшим образом подходит постная пища. Однако это не означает, что семья не может пригласить друзей и знакомых в свой дом, чтобы почтить память усопшего. Прием пищи в этот день проводится скромно и недолго, и перед его началом все присутствующие вспоминают имя покойного и заявляют, что обед устраивается в его честь. Основным ритуалом поминального обеда является чтение Торы, что помогает душе подняться в загробный мир.
Дни поминовения у иудеев
Помимо годовщин смерти, у иудеев есть особые дни памяти усопших:- День искупления (Йом Кипур): В этот день иудеи собираются в синагоге, чтобы молиться и постиця, памятуя о своих умерших родственниках.
- Шмини Ацерет: Этот день следует сразу после праздника Суккот и является временем поминовения усопших. Иудеи вспоминают своих близких, возносят молитвы и делают особые религиозные обряды.
- Последний день Песах: В этот день иудеи также поминают своих предков и усопших близких. Они отмечают этот день особым образом, читая поминальные молитвы и вспоминая своих покойных.
- День дарования Торы (Шавуот): Этот праздник также сопровождается моментами памяти усопших. Иудеи воспевают Тору и поминают своих умерших родственников, вспоминая их и чтя их память.
Посещение кладбища для поминовения усопших
На могилу родные умершего приходят в день похорон, затем через 30 дней после погребения и в дни годовщин. Первая годовщина проводится через год после похорон, а последующие — ежегодно в день смерти. Иудеи не кладут цветы и не приносят другие предметы на кладбище. Каждый визит сопровождается небольшим ритуалом: на могиле оставляют маленький камень и прикасаются к надгробию левой рукой в знак памяти.Поминальные молитвы иудеев
Молитвы в дни поминовения различаются в зависимости от того, кого скорбящий поминает. Молитву «Изкор» читают в память о умерших родителях, а для других родственников, друзей и знакомых используется молитва «Аскара». В дни поминовения также произносят молитву Кадиш во славу Всевышнего.При проведении богослужений существуют несколько важных правил. Во время молитв об умерших родителях из храма выходят все, у кого отец и мать еще живы. В течение первого года после похорон кого-либо из родственников иудеи не читают молитвы самостоятельно, а только присутствуют на службах. После чтения молитвы «Изкор» традиционно совершается благотворительное подаяние нуждающимся.
Молитва Кадиш
В поминовении умерших особую роль играет чтение Кадиша — основной молитвы, прославляющей Господа. Существует несколько вариантов этой священной молитвы. Для поминовения усопших после псалмов читают Кадиш ятом — молитву сироты. Богослужение проводится в присутствии миньяна — группы из десяти мужчин-иудеев.Кадиш имеет важное значение в оказании поддержки людям, переживающим утрату. Время печали и горя может вызвать сомнения и вопросы о смысле и справедливости жизни. Ежедневное чтение Кадиша в течение первого года после смерти близкого человека помогает смириться с потерей и восстановить связь с Богом. В переводе текста Кадиша можно найти фразу: «Да, несчастье постигло меня, но я все равно буду прославлять Господа за Его дела». Это отражает стремление продолжать возвышать имя Бога даже во время тяжелых испытаний.
Обычно один из сыновей умершего читает Кадиш о покойном. Возраст не является определяющим фактором при этом. Женщины, как правило, не обязаны читать Кадиш, но в некоторых случаях это допустимо, особенно если в семье нет мужских наследников. Также молитву может произносить старший мужчина рода или другой член общины, который был назначен этой функцией.