Традиция сопровождения похорон музыкой имеет глубокие исторические корни. В древние времена язычества таким образом прощались с умершими славянами. В состав похоронных обрядов входили игры на дудках, рожках, сопельках, бубнах, гуслях, а также хороводы девушек и соревнования воинов, которые отличались силой. Все эти элементы служили для проведения умершего в загробный мир, чтобы его душа не ощущала печали и могла спокойно отправиться на встречу с богами, ангелами и предками, уже ушедшими из жизни.
Смерть — это скорбь и печаль
С течением времени отношение к смерти близких людей претерпевало изменения, особенно после перехода от язычества к единоверию, к христианству. Аналогичные процессы имели место и на Руси. Крещение Руси в 988 году не только способствовало объединению славян в единое государство, но также привело к формированию новых обычаев и традиций, которые затрагивали похоронные обряды и ритуалы в значительной степени.
Церковная траурная музыка
Музыкальная культура возникла из церковных песнопений, когда тексты молитв были исполнены на музыке. Служители церкви разработали специальные знаки, называемые крюками, для записи такой музыки. Крюки стали основной формой древнерусской музыкальной нотации. Музыкальная культура продолжала развиваться, порождая уникальных композиторов и замечательные произведения духовной музыки. Похоронные обряды и ритуалы требовали совершенно отличного музыкального сопровождения. Горе, печаль, скорбь и слёзы страдающих стали преобладающими эмоциями, превалирующими над языческими представлениями о проводах усопших в другой мир. Церковь откликнулась на это. В храмах начали формироваться хоры, исполняющие духовную музыку, включая псалмы, мессы и хоралы. Регенты, музыкальные руководители и дирижёры управляли этими хорами. Часто регенты и органисты сами становились создателями музыкальных шедевров в области духовной музыки.
Реквием — центральное произведение траурной музыки
Похоронные марши и траурная музыка стали отдельным музыкальным жанром, который прославил своих создателей. Особое место в европейской музыкальной культуре занимает реквием, что в переводе с латинского означает «покой» или «упокоение». Реквием — это особый жанр, изначально принадлежавший к концертной музыке, который стал основой для траурной музыки, исполняемой на похоронах. Реквием рассказывает о жизни и смерти, о страстях человеческих, о смирении перед судьбой, о надежде и вере перед вратами Царства Небесного. Это гимн любви, печали и скорби. Многие выдающиеся композиторы посвятили себя жанру духовной музыки, включая великих немецких композиторов И. С. Баха и Г. Генделя, австрийца Й. Гайдна, итальянца Дж. Верди, венгра Ф. Листа, французов К. Сен-Санса и Ш. Гуно. Особенно выдающимся мастером по созданию похоронных месс стал великий Моцарт.
Популярные траурные произведения
Траурные произведения исполняются на различных этапах похоронного ритуала: при выносе тела, во время шествия похоронной процессии, после траурного митинга и при опускании гроба в могилу. Эти моменты всегда окутаны глубокой печалью и трогательностью, а траурная музыка служит усилению эмоций провожающих и одновременно приносит утешение. Она помогает осознать неизбежность смерти и напоминает о необходимости относиться к ней с уважением и принимать как неотъемлемую часть существования. Траурная музыка, будь то марши или реквиемы, в некоторой степени воспитывает в человеке чувство признательности, уважения и смирения, позволяя сохранить достоинство и сохранить память о ушедшем близком человеке.
Популярный репертуар похоронных оркестров
У музыкантов, играющих на похоронах, во всем христианском мире, сложился стандартный набор наиболее популярных траурных произведений:
- Томазо Джованни Альбинони — «Адажио соль-минор»;
-
Иоганн Себастьян Бах — «Ария на струне соль»;
-
Антонио Лучио Вивальди — «Времена года»;
-
Феликс Мендельсон — «Похоронный марш» (Op. 62, Тетрадь 5, № 2);
-
Роберт Шуман — «Грёзы»;
-
Михаил Огинский — «Полонез «Прощание с Родиной»»;
-
Фредерик Шопен — «Траурный марш» (похоронный марш Шопена);
-
Франц Шуберт — «Аве Мария»;
-
Вольфганг Амадей Моцарт — «Lacrimosa» (из Реквиема).
Отрывки из этих и других произведений композиторов исполняются на похоронах либо живым оркестром, либо в виде записи.
Гвоздика
Городская Ритуальная Служба Гвоздика готова оказать помощь в организации и проведении похорон в полном соответствии с волеизъявлением усопшего и пожеланиями его родственников. Мы уважаем и учитываем все национальные и религиозные обычаи и традиции, чтобы создать достойную и значимую церемонию прощания.
Наши профессиональные ритуальные агенты готовы проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с организацией похорон, и предложить разнообразные услуги, включая подготовку документации, выбор гроба и украшений, транспортировку и координацию мероприятия.
Мы понимаем, что каждая семья имеет свои особые потребности и предпочтения, поэтому мы стремимся создать индивидуальный и уважительный подход к каждому клиенту. Наша цель — облегчить вам этот трудный период и предоставить профессиональную поддержку и утешение.