Погост в современном Приморском районе города возник еще в начале прошлого века. Территория на окраине российской столицы, которая ранее служила домом для малообеспеченных горожан, была выделена под новое кладбище. Так сформировался состав похороненных на Серафимовском некрополе, в основном это были солдаты, крестьяне и моряки.
Во время Великой Отечественной войны количество захоронений на кладбище значительно возросло. Здесь похоронили более 100 000 жителей Ленинграда, которым не удалось пережить блокаду. В советское время на погосте появились могилы многих выдающихся деятелей науки, культуры и публичных личностей.
Кто похоронен на Серафимовском кладбище
П. Н. Филонов — талантливый живописец
Петр Филонов был одним из петербургских художников-авангардистов. Несмотря на сложности с получением художественного образования — он несколько раз подавал документы в Академию художеств, но не был зачислен, — Петр Николаевич сумел доказать, что истинный талант всегда найдет свой путь в мире искусства. Скоро после прохождения курсов для свободных слушателей при Академии, он стал известным художником, получившим признание среди своих современников.
Петр Филонов входил в круг выдающихся представителей художественной и литературной элиты, был знаком лично с Казимиром Малевичем, Владимиром Маяковским, Еленой Гуро и Алексеем Крученых. У Филонова сложились теплые дружеские отношения с Велимиром Хлебниковым — молодые люди объединялись общими творческими взглядами и восприятием мира.
Одним из главных достижений Петра Филонова стало создание нового направления в изобразительном искусстве ХХ века — аналитической живописи. На протяжении всей своей жизни он называл себя исследователем, так как постоянно искал новые творческие методы и стремился их описать. Картины Филонова не стали широко известными, но ценители искусства однозначно признали его выдающийся талант. Произведения художника можно увидеть в Русском музее.
Могила Петра Николаевича Филонова расположена на Серафимовском погосте, на участке под номером 16. Ее могут посетить все желающие.
Н. В. Крандиевская-Толстая — писательница и поэтесса
Сегодня имя Натальи Васильевны Крандиевской-Толстой знают лишь немногие, однако в ее время она стала выдающейся представительницей литературного мира. Ее произведения получали положительные оценки таких известных литераторов, как Александр Блок, Константин Бальмонт и Иван Бунин.
Однако вклад Крандиевской-Толстой в русскую литературу не ограничивается ее собственными произведениями. Ее творчество оказало значительное влияние на формирование многих поэтов Серебряного века, среди которых можно назвать Анну Ахматову и Марину Цветаеву.
Наталья Крандиевская родилась в литературной семье, где ее мать была писательницей, а отец — издателем. Страсть к стихосложению возникла у нее еще в раннем детстве, и со временем она только укреплялась. Она связала свою жизнь с литературой, полностью посвятив себя творчеству.
Кроме своих собственных произведений, Наталья Крандиевская также известна как спутница и муза писателя Алексея Толстого. Ее образ стал прототипом персонажей в его произведении «Хождение по мукам» — Даши и Кати. Во время брака с Толстым у нее наступил период затишья, и новые произведения не появлялись. Однако после развода она решила посвятить оставшуюся жизнь творческой деятельности.
И. И. Мещанинов — выдающийся ученый
Иван Иванович Мещанинов начал свой путь в науке с археологии, но его известность пришла после ряда исследований в области истории и лингвистики. Несмотря на отсутствие специального образования, он стал одним из ведущих лингвистов в СССР и возглавил Институт языка и мышления. Его успех во многом был обусловлен учителем и наставником Николаем Марром, чье наследие было положительно оценено советским руководством.
Ученик Марра разработал «новую теорию языка», в которой исследовалась связь языка с классовым делением общества. Однако в 1950-х годах взгляды партии резко изменились, и марризм начали активно критиковать. Ивана Ивановича сняли с должности директора Института, но он сохранял право на научные и профессиональные исследования.
Сегодня могилу ученого можно найти в коммунистическом секторе Серафимовского погоста, рядом с захоронениями других Героев Труда. На месте погребения Мещанинова установлен памятник, созданный Л. К. Бадьяном. Особенностью надгробия лингвиста является гравировка древнего клинописного текста.
К. И. Адашевский — актер театра и кино
Константин Игнатьевич Адашевский посвятил всю свою жизнь выступлениям на сцене современного Александринского театра (который в то время назывался театром драмы имени А. С. Пушкина). Помимо работы в театре, он также активно снимался в кино. В советских фильмах исполнил множество второстепенных ролей, включая «Кортик» Владимира Венгерова и Михаила Швейцера, «Золушку» Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, «Начальник Чукотки» Виталия Мельникова и многие другие.
Жизнь актера была омрачена военными событиями. В годы Великой Отечественной войны театральную труппу перевели в Новосибирск, где под руководством Адашевского его коллеги создали радиопередачи под названием «Огонь по врагу». Радиовещание вел известный незрячий баянист Иван Маланин, а актеры Борисов и Адашевский играли роли веселых бойцов. Новые герои полюбились жителям всей страны.
Место захоронения Константина Игнатьевича находится на Серафимовском кладбище под номером 16.
Г. Г. Гримм — талантливый архитектор
Герман Германович Гримм был известным архитектором, но также занимался исследованиями в области истории архитектуры. Он работал преподавателем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Петербурге, а также был хранителем экспозиции по архитектурной графике в Эрмитаже.
Во время Великой Отечественной войны Гримм оставался в Ленинграде. Он возглавил группу исследователей, которая собирала исторические материалы о наиболее значимых архитектурных объектах в Павловске и Пушкине. Эти данные послужили основой для реставрации многих культурных памятников в этих городах, восстанавливая им прежнюю величие. Герман Германович Гримм стал одним из основателей ленинградско-петербургской архитектурной школы.
Могила Германа Германовича Гримма находится на Серафимовском кладбище на участке № 8.
Д. В. Бубрих — увлеченный лингвист
Дмитрий Владимирович Бубрих был выдающимся российским финно-угроведом. Он начал свою научную деятельность сразу после окончания Императорского университета в Санкт-Петербурге, где изучал историю и филологию. Его наставником стал известный ученый-лингвист Александр Шахматов. По его рекомендации Дмитрий Владимирович начал изучение языков финно-угорской группы.
После революции Бубрих активно занимался преподавательской деятельностью в Москве и Санкт-Петербурге. Затем он работал в Институте языка и мышления. Несмотря на несколько обвинений в несоответствии государственной идеологии, он избежал серьезных последствий. На протяжении своей жизни он продолжал свою научную и преподавательскую деятельность, и его цензурированные идеи были высоко оценены как ученого-лингвиста.
Дмитрий Владимирович Бубрих похоронен на 16 участке.
А. И. Дмитриев — выдающийся архитектор и градостроитель
Александр Иванович Дмитриев был выдающимся архитектором, чьи проекты привнесли множество знаковых сооружений в современный облик Санкт-Петербурга. Он создал мосты, заводы, особняки, здания культурных учреждений и целые кварталы.
Дмитриев получил свое образование в Академии художеств. Сразу после окончания в 1904 году он был назначен на проект оформления особняка Кшесинской, который стал знаменитым примером архитектуры в стиле модерн. Однако истинный успех пришел к нему после работы над проектом Нахимовского военно-морского училища. Этот комплекс на Петроградской набережной в стиле необарокко стал ярким примером и самой выдающейся работой архитектора.
В советское время Александр Иванович Дмитриев был почетным членом Академии строительства и архитектуры. Он также активно занимался научными исследованиями в области архитектуры.
П. П. Кадочников — актер и режиссер
Павел Петрович Кадочников начал свою карьеру на театральных подмостках, но позднее переключился на работу в киноиндустрии. Его вход в кинематограф произошел благодаря случайному знакомству с режиссером С. Юткевичем, который заметил его на одном из спектаклей и предложил пройти пробы на роль в своем фильме.
Павел Петрович сотрудничал с такими известными режиссерами, как Сергей Эйзенштейн, Никита Михалков и Борис Мансуров. Одним из значительных моментов в его биографии были пробы на роль Максима Горького в фильме «Яков Свердлов». Сначала его не рассматривали из-за слишком молодого вида, но непоколебимый Павел Петрович решил эту проблему, пойдя в подсобку и загримировавшись. Его поразительное сходство с героем впечатлило всех, и он был выбран для этой роли.
В 1960-х годах Кадочников попробовал свои силы в режиссуре и выпустил несколько собственных фильмов. Он также некоторое время возглавлял студию киноактера при Ленфильме.
Могила Павла Петровича Кадочникова находится на Серафимовском кладбище под номером 15.
П. Ф. Куделли — петербургская революционерка
Прасковья Францевна (Куделли) была выпускницей Бестужевских курсов и играла значительную роль в российском революционном движении. После окончания учебы она занималась преподавательской деятельностью в воскресной школе, где познакомилась с Надеждой Крупской, будущей советской государственной деятельницей. Вместе они проводили активную пропаганду и агитацию среди рабочего класса в начале своего политического пути.
Прасковья Куделли работала при различных советских изданиях и вела исследования и написала несколько трудов об истории партии. Она также временно руководила культурно-просветительскими комиссиями.
Имя Прасковьи Францевны увековечено на мемориальной доске в здании Бестужевских курсов. Она стала видным представителем российского революционного движения и внесла значительный вклад в его развитие.