В религиозном контексте, канон — это установленное правило или норма, которую следует соблюдать. В христианстве каноны — это церковные законы, установленные церковными соборами или выдающимися иерархами.
Канон как основополагающее понятие в христианской гимнографии
В православной и восточно-католической христианской традиции, канон – это форма гимнографии, поэтического произведения, предназначенного для исполнения во время богослужения, часто в рамках утренних служб.
Канон обычно состоит из девяти песнопений, или "од", каждая из которых включает в себя несколько "тропарей" или стихов. Этот структурный элемент включает в себя эксапостейларий и многие другие составляющие.
Оды в большинстве своем основаны на библейских текстах, включая песни Моисея (Второзаконие 32), трех отроков (Даниил 3), пророка Аввакума и другие. Важно заметить, что девятая Ода почти всегда посвящена Богородице и рождению Христа.
Каноны имеют большую важность в литургической жизни Церкви. Они используются во время Великого Поста, Пасхи, и в других значимых моментах церковного календаря, чтобы выразить и углубить духовное понимание этих событий.
Заметные примеры канонов включают в себя Великий Канон св. Андрея Критского, который поется во время Великого Поста, и Пасхальный Канон, который поется в Пасхальную ночь и весь Светлый Пасхальный Период.
Божественная литургия и Евхаристический канон
Божественная Литургия – это главное и наиболее священное богослужение в Восточной Церкви (как Православной, так и Католической). Ее основное назначение – это таинство Евхаристии, когда хлеб и вино, используемые во время службы, считаются телом и кровью Христа.
Евхаристический канон – это сердце Божественной Литургии, центральный момент, в который происходит освящение даров – хлеба и вина. Он включает в себя ряд молитв, которые говорит священник, в том числе анафору (молитва, в которой освящаются хлеб и вино), молитву Господню (Отче наш), и коммунион (причастие).
В Восточной Церкви существуют разные формы Божественной Литургии, в том числе Литургия святого Иоанна Златоуста (которую отслуживают в большинстве воскресений года), Литургия святого Василия Великого (на великие праздники и в Великий Пост) и Литургия святого Григория Диалога (или Преждеосвященных Даров, которую отслуживают во время Великого Поста). Каждая из этих Литургий имеет свой уникальный Евхаристический канон.
Важно подчеркнуть, что для верующих христиан, процесс освящения даров в ходе Евхаристического канона – это не просто символическое действие, но и реальное и таинственное преображение хлеба и вина в тело и кровь Христа. Это основной момент всей Литургии и ключ к пониманию ее как центрального акта общения верующих с Богом.
Заупокойный канон, история появления
Заупокойный канон является одним из элементов православного погребального обряда и служб поминовения усопших. Это набор молитв, в которых просят о спасении и покое души умершего.
Однако, относительно истории появления заупокойного канона нет точных данных. Вообще, обряды поминовения усопших возникли в христианстве очень рано. Еще в апостольское время, христиане собирались для общей трапезы (агапы), в рамках которой происходило совершение Евхаристии и поминовение усопших. По мере развития церковного богослужения формировались и развивались обряды, связанные с поминовением усопших.
Например, в IV веке святой Иоанн Златоуст говорит о необходимости молиться за умерших, подчеркивая, что это важная часть христианского обязанности.
Так, постепенно формировались и заупокойные каноны, ставшие элементом общей системы православного богослужения. Заупокойный канон представляет собой серию молитв и псалмов, направленных на просение о спасении души умершего, о её освобождении от грехов и призыв к Божьей милости.
Важно отметить, что заупокойный канон не является статичным и может варьироваться в зависимости от традиций конкретной церкви, страны или даже общины. Например, в русской православной церкви обычно используются Канон заупокойный, написанный св. Иоанном Дамаскиным, и Акафист за усопших.
Заупокойный канон, когда и где можно читать
Заупокойный канон, как правило, читается в церкви во время служб поминовения усопших. Однако его также можно прочитать и дома во время семейного поминовения, перед иконой, со свечой и ладаном.
В православии существуют особые дни, когда проводятся всеобщие поминовения усопших - это так называемые "Родительские субботы". Их обычно отмечают в течение Великого поста, в день перед Троицей, а также в преддверии Михайловского и Димитриевского дней памяти усопших. В эти дни в церквах служат особые панихиды и читаются заупокойные каноны.
Кроме того, заупокойный канон можно читать в дни, которые считаются особенными для усопшего. Это могут быть дни его рождения, кончины, а также другие значимые даты.
Также важно помнить, что молитва за усопших - это проявление любви и заботы о душе умершего, поэтому ее можно произнести в любой момент, когда это будет чувствоваться как необходимость.
Структура заупокойного канона
Заупокойный канон состоит из нескольких частей. Вот его общая структура:
- Псалом 91 (по церковной нумерации, или 90 по гражданской). Этот псалом известен своими утешающими словами о Божьей заботе и защите.
-
Псалом 102 (или 101). Этот псалом - молитва об упокоении души умершего.
-
Псалом 118 (или 119) - самый длинный псалом, в котором каждый стих начинается с различных молебных восклицаний.
-
Канон упокоения, состоящий из девяти песнопений или "поем". Каждое песнопение начинается с молитвенного припева, а далее следуют стихи, в которых выражается глубокая скорбь по усопшему и просьба о его упокоении.
-
Ектения - серия молитв, в которых просится о упокоении души умершего.
-
Молитва за упокой усопших - обычно это молитва святого Иоанна Дамаскина "Ей усопшия".
Каждая из этих частей канона наполнена глубокими молитвенными обращениями и призывами к Божьей милости и упокоению душ усопших.