С течением времени люди всегда стремились завоевать просторы морей. Мировое судоходство развивалось на протяжении многих веков, и сегодня морские путешествия не только являются способом достижения нужной точки на карте, но и пользуются популярностью в качестве развлечения. Однако, несмотря на все технические достижения, противостоять разрушительной силе океана порой оказывается непросто. Трагические случаи неизбежны: согласно статистике, каждый год около 250 000 человек теряют жизни во время морских путешествий.
Мореплаватели хорошо осознают опасности, которые может представлять море, и в случае гибели пассажиров или членов экипажа, они следуют установленному плану действий. Уже в 1967 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила специальный сборник, в котором были представлены инструкции по реагированию экипажа на возникновение заболеваний во время морского путешествия: профилактике, диагностике и лечению. Особое внимание уделялось случаям, когда спасение пострадавшего уже не представлялось возможным. Этот свод правил был переведен на множество языков и до сегодняшнего дня остается одним из наиболее важных документов для моряков.
В случае летального исхода на борту, экипаж должен следовать строгим инструкциям, установленным в Руководстве. Сначала необходимо убедиться в факте смерти человека. Затем местный врач осматривает тело и вносит все соответствующие данные о травмах, болезнях и ранениях покойного в бортовые документы. Эти сведения помогут в будущем установить точную причину смерти. После осмотра останки помещаются в холодильный отсек, где они хранятся до прибытия в ближайший порт. Однако, если хранение тела может представлять опасность для других членов экипажа, капитан судна имеет право принять решение о погребении скончавшегося в море.
Действительно, квалифицированный медицинский специалист способен точно определить, жив ли человек или скончался. Однако моряки не всегда обладают необходимыми медицинскими знаниями. Поэтому в Руководстве ВОЗ подробно описаны различные признаки, сопутствующие процессу ухода человека из жизни, а также другие проявления, которые могут быть ошибочно приняты за них. Например, нереагирующие зрачки пострадавшего на свет могут быть результатом разряда молнии, а не смерти. Сильная бледность кожи также не всегда является очевидным признаком смерти, так как она может быть вызвана сильным обморожением. В медицинской практике существует достаточное количество таких примеров, и главная цель инструкции состоит в предотвращении ошибочной диагностики смерти.
После точного установления факта смерти, судовой врач приступает к осмотру покойного. Он проводит осмотр тела в присутствии двух свидетелей, подробно фиксируя все особенности, травмы и другие аномалии, а также изучает историю болезни умершего. Полученную информацию вносят в медицинский протокол, где каждая деталь имеет значение. Также составляется список обнаруженных предметов, принадлежащих умершему.
После осмотра покойного его приводят в надлежащий вид: тело омывают и укладывают на ровную поверхность, выпрямляя конечности. Все естественные отверстия тампонируются ватой, чтобы предотвратить нежелательные выделения физиологических жидкостей, а мочевой пузырь опорожняется. После выполнения всех процедур тело умершего укладывается в водоотталкивающий мешок и помещается в холодильный отсек.
Если обстоятельства смерти не вызывают сомнений, то проводится простой осмотр покойного, после чего останки передаются на хранение. Однако, если причина смерти остается неясной, капитан судна должен проявить особую внимательность и тщательно документировать все детали происшествия. Рекомендуется фото- и видеофиксация места, где был обнаружен покойный. Капитан обязан как можно скорее доставить тело усопшего на сушу и передать его для проведения судебно-медицинской экспертизы. В случае невыполнения этих обязанностей капитан может нести ответственность, вплоть до возбуждения уголовного дела.
В соответствии с международными правилами, капитан судна обладает правом принимать решение о распоряжении останками усопшего. В большинстве случаев тела доставляются на сушу с целью передачи их родственникам. Однако, в определенных обстоятельствах, хранение останков на борту может представлять опасность для других членов экипажа. В таких случаях возможно похоронение покойного в море. Однако, прежде чем принять такое решение, следует получить заключение бортового медика или врачебной комиссии на суше. Важно отметить, что разрешение на захоронение в морских глубинах также может быть предоставлено родственниками усопшего.
Морское захоронение проводится в несколько этапов. Сначала необходимо должным образом подготовить тело покойного: омыть, причесать волосы, подвязать нижнюю челюсть бинтами, а лодыжки связать с помощью веревки. Затем покойного тщательно оборачивают парусиной или другой плотной тканью, сделав надрезы в нескольких местах, чтобы предотвратить скопление трупных газов и поднятие тела над поверхностью воды.
Церемония морского погребения проводится с должной торжественностью, учитывая вероисповедание умершего. После выполнения всех ритуалов тело помещается на дощатый помост, укрывается флагом, а затем отпускается на волю океана. Капитан судна обязательно фиксирует дату и время погребения в бортовом журнале. Эти данные впоследствии передаются родственникам вместе со всеми предметами, принадлежавшими покойному, и флагом, использованным во время прощания.
Порядок возвращения тела умершего в плавании на родину зависит от того, являлся ли он пассажиром или членом экипажа. Если умерший был пассажиром во время морского путешествия, его тело должно быть доставлено в ближайший порт, а дальнейшая транспортировка будет осуществляться представительствами страны, принявшей тело, и государства, куда необходимо доставить покойного. Расходы на транспортировку покрываются в соответствии со страховым полисом и суммой его покрытия.
В случае, если умерший был членом экипажа судна, процесс репатриации определяется трудовым договором и законодательством страны, под флагом которой плавает корабль. В российском Кодексе торгового мореплавания прописано, что капитан обязан вернуть тела умерших моряков на родину.