Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8-ФЗ (далее – Закон о погребении) определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может, в том числе, осуществляться путем предания тела (останков) умершего огню (кремация).
Крематорий представляет собой объект похоронного назначения, предназначенный для предания останков умерших или погибших огню, сожжения биологических материалов (п.2.5.4 ГОСТ 32609-2014 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные»).
С учетом ГОСТ 53999-2010 «Услуги бытовые. Услуги крематориев. Общие технические условия» (далее – Стандарт услуг по кремации), имеется два вида крематориев по составу и возможности перемещения:
«стационарный» (комплекс сооружений для предания огню человеческих останков);
«мобильный» (кремационная печь, смонтированная на базе транспортного средства, или компактная передвижная установка, помещенная в транспортируемый контейнер, для которого не требуется отдельное здание).
Согласно пункту 3.11. ГОСТ Р 53999-2010 кремационная печь – это техническое устройство, в котором проводят сжигание кремируемых объектов с соблюдением определенных требований технического, санитарного, экологического, этического и эргономического характера, работающее на газе или жидком топливе, или электричестве.
При этом как из Закона о погребении, так и из национальных стандартов можно сделать вывод об отсутствии оснований для эксплуатации мобильных крематориев для предания человеческих останков огню.
Так, в силу ч.1 ст.4 Закона о погребении местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее – прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. В соответствии со ст.24 того же Закона для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли сооружаются крематории.
Согласно Стандарту услуг по кремации (п.п. 5, 6.1., 7.1.) крематорий должен отвечать следующим требованиям:
наличие отведенного участка земли необходимых территорий для оказания услуг крематория в соответствии с применяемыми технологиями;
соответствие требованиям санитарных правил по санитарно- защитным зонам и санитарной классификации предприятий;
применение расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по утвержденным методикам;
соответствие градостроительным требованиям и требованиям безопасности;
наличие материально-технической базы для оказания услуг: кремационного и иного вспомогательного оборудования во всех службах крематория, транспорта, помещений в соответствии с применяемой технологией;
наличие нормативно-правовых и технологических документов на оказываемые услуги крематориев.
Обобщив требования, становится очевидным, что крематорий представляет собой недвижимый комплекс.
Полагаем, что именно из такого же понимания исходят и органы местного самоуправления, поскольку на местном уровне отсутствуют акты, регулирующие правила использования мобильных крематориев.
Кроме того, в каждом конкретном случае необходимо разрешать вопрос об отнесении мобильного крематория к лицензируемой деятельности взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, и о применении обязательных требований Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности (наличие на праве собственности земельных участков, зданий, сооружений).
Согласно пункту 7.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года № 74 Крематории относятся к промышленным объектам и производствам 1 (2) класса опасности.
Национальный Стандарт услуг кремации предусматривает, что услуги мобильного крематория оказывают в случаях, когда необходимо оперативно прибыть к месту проведения сжигания.
Очевидно, что оперативность прибытия необходима в исключительных чрезвычайных ситуациях (эпидемия, военные действия и т.д.), для целей предотвращения распространения инфекционных заболеваний и экологических бедствий, когда небезопасно и нецелесообразно перемещать останки умершего.
Таким образом, возможность повседневного потребительского использования мобильного крематория для кремации тела человека после его смерти (останков) ни нормами действующего законодательства в области похоронного дела и организации похоронных (ритуальных) услуг, ни национальными стандартами, утвержденными для данного вида услуг, не предусмотрена.
Из той же логики исходит и Законопроект № 91300-8 «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: крематорий – объект похоронного назначения (то есть земельный участок, здание, часть здания, сооружение, комплекс зданий и сооружений или их совокупность, предназначенные для оказания ритуальных услуг), предназначенный для кремации (п.п. 12, 18 ст. 2 Законопроекта). Следовательно, крематорием признается только объект недвижимости.