Опытная медсестра, а ныне работница хосписа Джули Макфадден отмечает, что интуиция наших тел говорит нам, как умирать. Свыше 16 лет она проводит с неизлечимыми больными и наблюдает, как приближается смерть. По словам специалистки, чем ближе момент ухода, тем больше человек проводит время в состоянии сна.
— Больной почти не принимает пищу и жидкость, но спит 16–18 часов в сутки. Его функциональные возможности постепенно убывают, он становится менее общительным, — делится джули.
Медсестра подчеркивает: не сама смерть приносит страдания, а болезнь, которая стала причиной ухода из жизни. Ощущает ли пациент боль в последние моменты? Все зависит от специфики заболевания. Но, как правило, в последние часы он чувствует себя лучше.
В конце жизни пациент переходит к активной стадии умирания, что может занимать от нескольких часов до нескольких дней. В этот период человек лишен сознания и не реагирует на окружающее. Дыхание становится неравномерным, цвет кожи меняется. Глаза и рот чаще всего открыты из-за расслабления мышц. Близкие часто ощущают страдания умирающего, но медсестры знают, когда пациенту комфортно. Если он выглядит спокойно, словно спит, значит, он чувствует себя хорошо. Тело знает, как умирать, и мы просто позволяем ему сделать свою работу.
За месяц до смерти у пациентов начинаются видения. Они видят умерших близких, домашних животных, и это приносит им утешение. Иногда умершие появляются во сне, но чаще это происходит, когда человек полностью при сознании. Они утешают умирающего, говоря, что всё будет хорошо. Эти видения могут показаться пугающими, но после них люди чувствуют спокойствие и комфорт. Это помогает им принять неизбежность смерти и понять, что будет после нее.
И дело даже не в вероисповедании. Медсестра замечает, что близкие приходят к пациентам независимо от их религиозных убеждений. Джули признается, что неоднократно пациенты видели своих усопших родственников прямо в процессе разговора с ней.
— Вы не поверите, но один из пациентов утверждал, что видит здесь своего отца, — вспоминает она.
Джули действительно верит, что все это не признак иллюзий больных.
— Мне кажется, что это подлинно члены семьи. В такие моменты кажется, что я переношусь в другое измерение, — говорит она. — Если бы человек страдал галлюцинациями, я бы определила это. Но так не бывает.
У медсестры спрашивают, верно ли, что тело становится легче после смерти, и видела ли она, как душа покидает тело.
— Я не могу сказать, кто и как взвешивает покойников, чтобы делать такие выводы, — отвечает Джули. — У нас в хосписе никого не взвешивают после смерти. Так что, думаю, что это просто городская легенда. А видела ли я, как душа покидает тело? Нет, я ничего не вижу. Однако обратила внимание, что в последние часы жизни пациента комната как будто расширяется. И вот он делает последний выдох, и все возвращается к прежнему. Но это скорее восприятие, а не видение. Физически я ничего не заметила. Джули призналась, что настоящие души переживают вечность. А потому ей не страшно умирать.
Как сообщают люди, находившиеся в состоянии комы, они чувствовали абсолютное спокойствие и погружались в "суп из воспоминаний". Отсутствие всего, словно до их рождения, описывается как благодатное состояние. Некоторые видели, как врачи борются за их жизнь в операционных, другие вспоминали явления, похожие на мистические сны. Ощущение покоя и пребывание в неопределенном космическом пространстве были общими чертами их переживаний.